Пример HTML-страницы

Инвентаризация отходов

Инвентаризация отходов производства и потребления – это внутренний документ предприятия, требования по проведению и оформлению которого действующим законодательством не предусмотрены.  Мы не говорим сейчас об инвентаризации объектов размещения отходов!

Поэтому, если у вашего предприятия отсутствует инвентаризация отходов производства и потребления – предприятие не может быть наказано.
Но тем не менее, для организации процесса обращения с отходами на предприятии, проведение инвентаризации отходов необходимо прежде всего для выявления всех образующихся отходов.

Инвентаризация отходов производства и потребления – НПА

Пункт 3 статьи 67 Федерального закона “Об охране окружающей среды”:

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
– об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; 
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
– о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Согласно Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 отходообразующий вид деятельности (процесс) в нормативах образования отходов устанавливается по данным инвентаризации отходов производства и потребления.
В качестве исходных данных для расчета образования отходов используются технологические карты, описание рецептур, технологические регламенты и другая документация, регламентирующая использование сырья и материалов, документы учета расхода сырья и материалов, получения продукции, результаты инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, источников образования отходов, данные контроля выбросов, сбросов и образования отходов. Исходные данные фиксируются в табличном виде (приложение N 1 к Методическим указаниям).

В приказе Минприроды России № 1028 от 08.12.2020 г. описан порядок организации учета образующихся отходов, по сути это инвентаризация отходов. Таблицу по составу образующихся видов отходов, подлежащих учету из указанного приказа можно использовать для оформления результатов инвентаризации отходов.

Материалы учета отходов являются информацией в области обращения с отходами и используются при:
проведении инвентаризации отходов;
подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
ведении федеральных статистических наблюдений;
расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, пункт 3.12:

предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, определяется предприятием в каждом конкретном случае на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов с учетом их макро- и микросостава, физико-химических свойств, в том числе агрегатного состояния, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух.

Как видите упоминаний о применении результатов инвентаризации отходов в действующих нормативных правовых актах достаточно.

Для чего необходимо проведение инвентаризации отходов

Как я писала выше, проведение инвентаризации отходов прежде всего необходимо для выявления всех образующихся отходов на предприятии.

Это необходимо прежде всего:

в случае выявления надзорными органами образующегося на предприятии отхода без паспорта на отхода – штрафные санкции составляют на должностное лицо от 20,0 тыс. руб., на юридическое лицо – от 200,0 тыс. руб.

отсутствие отхода в журнале ведения отходов будет расценено надзорными органами как недостоверное ведение учета отходов, соответственно  штраф на должностное лицо составит от 20,0 тыс. руб., на юридическое лицо от 200,0 тыс. руб.

если на ОНВОС 1, 2 категории в расчете нормативов образования отходов будет отсутствовать отход образующийся у предприятия, то это может повлечь наложение штрафных санкций на должностное лицо – от 20,0 тыс. руб., на юридическое лицо – от 200,0 тыс. руб.

штрафные санкции на должностное лицо от 10,0 тыс. руб., на юридическое лицо – от 100,0 тыс. руб.

  • для решения вопросов о транспортировании и передаче отходов сторонним организациям для обезвреживания, утилизации, размещения отходов в соответствии с законодательством.

Проведение инвентаризации отходов

Правил проведения инвентаризации отходов производства и потребления не существует.

1.Проведение инвентаризации отходов начинается с издания приказа:

включаем в приказ по инвентаризации отходов всех руководящих должностных лиц, в подразделениях которых образуются отходы, представителей бухгалтерии. Это необходимо для получения достоверных результатов, а также для разделения бремени ответственности.

2. Далее необходимо определиться с перечнем образующихся отходов на предприятии.

В приказе Минприроды России № 1028 от 08.12.2020 г. описан порядок организации учета образующихся отходов, по сути это инвентаризация отходов.

  1. выявление веществ, материалов, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказания услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений.

  2. выявление изделий, утративших потребительские свойства при их использовании  для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.

  3. отнесение отходов к конкретному классу опасности (в соответствии с ФККО, в случае если нет отхода в ФККО – согласно Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 декабря 2014 г. N 536 “Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду”.

  4.  паспортизация отходов.

В результате выявляется состав образующихся отходов, подлежащих учету, который должен содержать информацию:

  • о наименовании отхода,
  • код ФККО,
  • класс опасности отхода,
  • происхождение и условия образования вида отхода,
  • агрегатное состояние и физическая форма отхода,
  • химический и (или) компонентный состав отхода.

Для этого необходимо:

А) визуально осмотреть территорию, места накопления отходов;

Б) привлечь технологов производственных подразделений или начальников;

В) просмотреть годовые акты списания материалов, оборудования и т.д. (привлекаем бухгалтеров).

По результатам этих действий составить перечень образующихся отходов.

Не рекомендую включать в перечень:

  • отходы, которые образовались однократно,
  • отходы, количество образования которых очень мало и они относятся к 4-5 классу опасности (надо смотреть индивидуально) и которые могут войти в состав отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам.

Помните, что с этим перечнем потом работать прежде всего вам.

3. Организовать накопление образующихся отходов,  в соответствии с действующим законодательством.

У меня на сайте по этому вопросу есть следующая информация:

4. Организовать транспортирование и передачу отходов для утилизации, обезвреживания, захоронения в соответствии с законодательством.

? Требования экологической безопасности к транспортированию опасных отходов

Лицензирование в области обращения с отходами

5. Составить акт (или любой другой документ) по результатам проведенной инвентаризации отходов.

Результаты инвентаризации отходов оформляются по свободной форме.

Помните, что под действие экологического законодательства не попадают:

Приказ Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810 (ред. от 10.11.2015) “Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных 

alt:Приказ РПН.pdfПриказ РПН.pdf

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

  1. Ислам Точиев

    Здравствуйте! У нас новая школа и нет пока никаких документов в области экологии. Покопавшись в инете, мы выяснили,что надо начать с инвен-ции (как для выбросов,так и отходов).
    1) у нас образуются типичные для школы отходы – смет с территории, остатки с кухонь, бумага и пр. канцелярии и т.д. Но есть ртутные, люминесцентные лампы, которые еще ни разу не менялись. Надо ли их указывать в итоговом акте, как отход? или мы указываем только те отходы, что мы можем установить в данный момент (в период проведения инвентаризации);
    2) мы хотим провести инвентаризацию сейчас(лето), пока дети на каникулах. Очевидно, на данный момент как такого мусора не образуется и, как следствие. инвентаризация получится очень ‘сухой’ и малосодержательной. Можно ли нам провести ее в такой период или все-таки отложить и провести,когда школа заработает на ‘полную мощность’?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Вы же уже знаете какие отходы у вас образуются… Лампы надо учитывать – они когда-нибудь перейдут в отход и на этот момент вы должны уже иметь паспорт отхода на лампы.

      Ответить
  2. Лариса

    Здравствуйте. Очистные сооружения построены в 1975 году, два биофильтра, загрузка не менялась ни разу. В этом году поменяли загрузку. Можно ли использовать загрязненный гранитный щебень для отсыпки дорог?(в составе сбросов нет ЗВ 1 и 2 класса опасности) Щебень в данном случае является отходом, так ведь? А есть ли такой отход в ФККО, я не нашла.

    Ответить
  3. юлия

    Добрый день , а как определить что отхода 4-5 класса на столько мало, что можно не учитывать?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Это сложный вопрос. Вы сами должны это решить.

      Ответить
  4. Валентина

    Добрый день.
    Подскажите пожалуйста, у нас 3 категория, мы провели инвентаризацию. Как я правильно понимаю, теперь необходимо сделать расчёт отходов и внести полученное количество каждого отхода в программу ПЭК? Или все вносится по факту образования отхода?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Расчет нормативов отходов – делать не надо. Для ОНВОС 3 категории – все по факту. Отчет по ПЭК для вас это разрешительный документ своего рода.
      По выбросам у вас еще должен быть расчет нормативов для веществ 1,2 класса опасности.

      Ответить
  5. Валентина

    Это получается, что по факту вывоза отходов у нас будет получаться разное количество образования отходов. Это необходимо будет каждый год корректировать программу ПЭК? Просто я окончательно запуталась.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      В программу ПЭК совершенно не обязательно включать количество отходов.

      Ответить
  6. Светлана

    Добрый день!
    Организация занимается приемкой лома черных и цветных металлов, так же есть лицензия на осуществл. деят-и по сбору, трансп., обработке, утилиз., обезвреж., размещен. отходов I-IV классов опасности.
    Нам сдали автокран на утилизацию. Какие документы и как это надо оформить?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Вам же не отходы сдали на утилизацию, а кран. С отходами, образующимися от разборки крана – все стандартно.

      Ответить
      1. Светлана

        а стандартно это как? подскажите с чего начать..

        Ответить
        1. Людмила Лисичникова автор

          паспорта на отходы + журнал учета отходов, передача отходов на утилизацию организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности. Далее в зависимости от категории ОНВОС.

          Ответить
  7. Наталья

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, у нас 2 категория и есть только Инвентаризация отходов, которую делали в 2019 году. Сейчас занимаемся ПНООЛР. За 3 года у нас незначительно увеличилось кол-во отходов и способы сдачи (было захоронение, а теперь обезвреживание).
    Нужно ли нам обновлять Инвентаризацию? Если нет, то на основании чего делать ПНООЛР?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Смотря что прописано в вашей инвентаризации.

      Ответить
  8. Александр

    Здравствуйте, Людмила!
    Пожалуйста дайте совет, на предприятии (2кат) образуются отходы от разных изделий, утративших потреб.свойства, идентичные по своим свойствам и содержанию, например мониторы компьютерные ЖК и телевизоры ЖК. В ФККО есть и тот и тот код, оба 4 класса. Образуются отходы не часто, но всё же образуются. Можем ли мы как-то объединить в документации эти отходы под одним ФККО или иным способом в ПНООЛР объединить отходы в один, как идентичные?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Нет, это разные виды отходов

      Ответить
Пример HTML-страницы