В Российской Федерации сформирована единая законодательная и нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в которой четко прослеживаются основные направления государственной политики в данной области.
Общие организационно-правовые нормы в области защиты от ЧС определены Федеральным законом № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21 декабря 1994 г.
В законе используются следующие основные понятия:
чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинили ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Чрезвычайные ситуации при обращении с отходами возможны при размещении или накоплении отходов и могут быть вызваны нарушением правил обращения с опасными отходами (пролив на рельеф, возгорание, разрушение емкостей, предназначенных для временного хранения отходов, повреждение ртутьсодержащих приборов и пр.).
Несоблюдение требований безопасности при накоплении и размещении (накоплении) опасных отходов на территории предприятия может привести к поступлению загрязняющих веществ в атмосферный воздух, почву, поверхностные и подземные воды.
Причинами возникновения чрезвычайных ситуаций при обращении с отходами могут быть:
– неисправность оборудования,
– нарушение персоналом правил охраны труда и промышленной безопасности,
– недостаточная подготовленность и технические ошибки персонала,
– несоблюдение экологических и санитарных правил при осуществлении размещения (накопления) отходов.
План мероприятий по отходам здесь.
Наиболее распространенными чрезвычайными (аварийными) ситуациями при обращении с отходами на предприятиях являются:
- возгорание отходов;
- разрушение аккумуляторов и разлив аккумуляторного электролита;
- разлив нефтесодержащих отходов (отработанных нефтепродуктов);
- разрушение ртутьсодержащих отходов;
- антисанитарная обстановка в местах хранения отходов.
В случае возникновения перечисленных аварийных ситуаций возможно загрязнение окружающей среды:
- загрязнение атмосферного воздуха: парами ртути (при разрушении ртутных ламп); летучими углеводородами (при разливе масла автомобильного отработанного); парами серной кислоты (при разливе электролита от аккумуляторов свинцовых отработанных), вредными веществами (при возгорании отходов);
- загрязнение почвы, поверхностных и подземных вод: нефтепродуктами и маслами (при разливе отработанных масел).
К основным мероприятиям по предотвращению или смягчению возможного неблагоприятного воздействия отходов на окружающую среду можно отнести:
- организация мест временного хранения образующихся отходов с учетом их класса опасности, физико-химических характеристик, способности вступать в химические реакции, а также с учетом возможного комбинированного воздействия различных видов отходов;
- соблюдение допустимого объема временного хранения отходов с учетом имеющихся контейнеров, емкостей, и создание условий, при которых не происходит загрязнение окружающей среды и обеспечивается свободный подъезд транспорта для погрузки отходов;
- своевременная передача образующихся отходов специализированным организациям для дальнейшей их утилизации согласно заключенным договорам;
- соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности при всех действиях, производимых с опасными отходами.
Пожарная опасность предупреждается строгим выполнением противопожарных условий, своевременной уборкой отходов, проверкой электросети, регулярным обслуживанием и ремонтом оборудования, инструментов. В помещениях должны быть установлены пожарные щиты с набором средств пожаротушения. Для предупреждения возгорания отходов ответственные за их хранение руководствуются инструкциями по обращению с отходами производства и потребления, в которых содержатся экологические требования к временному хранению отходов.
Для предупреждения возникновения антисанитарной обстановки в местах хранения отходов:
- необходимо обеспечивать своевременный вывоз отходов с территории предприятия,
- контролировать состояние контейнеров ТКО, не допускают их переполнения и захламления окружающей территории.
Оценка последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, т.е. фактическое загрязнение компонентов природной среды на производственной площадке и в пределах зоны влияния производственного объекта осуществляется по соответствующим нормативным документам с применением методик выполнения измерений содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды.
Для оперативной оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, допускается применение методов экспрессного (индикаторного) анализа. Для
анализа проб природных объектов, отобранных для оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, привлекаются сторонние лаборатории, в область аккредитации которых входят соответствующие виды измерений.