Пример HTML-страницы

Договор оферты ТКО – судебная практика

Решение Верховного суда РФ от 14.10.2020 № АКПИ20-502

Гражданин решил оспорить в судебном порядке пункт 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, касаемый договора оферты ТКО.

Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом “Об отходах производства и потребления” договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) – 8(16) Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Гражданин  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8(17) Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, пункту 5 статьи 3, пункту 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, приняты Правительством Российской Федерации с превышением полномочий и вне пределов компетенции, поскольку, по его мнению, акцепт путем молчания не может быть предусмотрен подзаконными нормативными актами, полагает свои права нарушенными в результате применения оспариваемых норм в судебном решении в отношении его.

Решение суда:

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”).

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 4 статьи 3 предусматривает, что на основании и во исполнение данного Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Согласно пункту 4 статьи 426 названного Кодекса в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами (статья 5). В силу пункта 2 статьи 24.6 названного Федерального закона правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 г. N 1572.

Оспариваемый нормативный правовой акт размещен на “Официальном интернет-портале правовой информации” (http://www.pravo.gov.ru) 17 ноября 2016 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 21 ноября 2016 г., N 47.

Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 Правил).

Раздел I(1) Правил, устанавливая порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 8(17) предусматривает обязанность регионального оператора известить потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, а после утверждения единого тарифа на его услугу разместить в соответствующих средствах массовой информации адресованное потребителям предложение о заключении договора и текст типового договора. Потребитель после размещения предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе направить региональному оператору заявку и необходимые документы. В случае их ненаправления договор считается заключенным на условиях типового договора.

Данное правовое регулирование соответствует гражданскому законодательству, законодательству в области обращения с отходами производства и потребления и не нарушает права административного истца.

Пункт 1 статьи 24.7 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не имеется.

Из содержания абзаца второго пункта 1 Правил следует, что к отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, положения данных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые предусматривают предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю на основании возмездного договора. Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) определяются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 148(5) указанных Правил).

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельны. Пункт 2 приведенной статьи Кодекса предусматривает, что молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон, а пункт 8(17) Правил конкретизирует условия, при выполнении которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным, направлен на обеспечение принципов стабильности гражданского оборота и свободы договора.

Гражданину отказано в удовлетворении его искового заявления.

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( Пока оценок нет )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

Пример HTML-страницы