EcoProverka.ru
Назад

Хранение ртутных ламп на предприятии

Опубликовано: 07.04.2020
Время на чтение: 5 мин
0
82

Наткнулась в судебных решениях на интересное решение Арбитражного суда  от 18.05.2018 по делу N А60-12255/2018. Касается темы соблюдения требований по накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп на предприятии (хранение ртутных ламп на предприятии).

 

О требованиях к месту накопления отходов ртутьсодержащих ртутных ламп я писала здесь.

Суть дела в чем: была плановая проверка птицефабрики, в ходе которой выявлено нарушение:

в нарушение требований природоохранного законодательства общество осуществляет деятельность по накоплению отходов "лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства" ФККО 4 71 101 01 52 1, "отходы термометров ртутных" ФККО 4 71 920 00 52 1 в организованных для этого местах накопления необорудованных газосигнализаторами.

Надзорным органом было выдано предписание:

По факту выявленного нарушения вынесено предписание, согласно которому обществу необходимо в срок до 29.10.2018 оборудовать газосигнализаторами на пары ртути организованные места накопления отходов "лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства" ФККО 4 71 101 01 52 1, "отходы термометров ртутных" ФККО 4 71 920 00 52 1.

!!!

Птицефабрика пыталась оспорить именно предписание, но проиграла.

Нормативка на которую ссылается суд:

В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила, и иные требования в области обращения с отходами.

В силу п. 12 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", в местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочно-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях.

В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" (далее - Правила N 681), допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.

В силу п. 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.

Согласно п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Что было выявлено в ходе проверки:

Как следует из материалов дела, в ходе проверки осуществлено натурное обследование производственных площадей птицефабрики, в том числе обследованы организованные места накопления отходов ртутьсодержащих, предназначенные для временного накопления отходов "лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства" ФККО 4 71 101 01 52 1, "отходы термометров ртутных" ФККО 4 71 920 00 52 1. В ходе обследования установлено, что места временного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп не оборудованы газосигнализаторами (акт обследования от 09.10.2017 N 1, с приложением фототаблицы); отсутствует вентиляция, что является нарушением пункта 12 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681.

Суд исходит из следующего:

В соответствии с п. 6 Правил N 681 не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них, что и имеет место в конкретном случае.

Согласно п. 2 Правил N 681 место первичного сбора и размещения - место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения.

Следовательно,  хранение ртутных ламп на предприятии подразумевает обязанность дополнительного оборудования места накопления отхода :

Суд соглашается с доводами заинтересованного лица (надзорного органа) о том, что обязанность оборудования и содержания помещения "первичного сбора" ламп лежит непосредственно на потребителе этих ламп и соответственно имеется обязанность оборудования такого места автоматическим газосигнализатором на пары ртути.

Значит, оснований для отмены предписания нет.

При этом, в материалах дела нет информации о том, что надзором доказан факт содержания в помещении, где накапливаются отработанные ртутьсодержащие отходы концентрации ртути, превышающей гигиенические нормативы. Этот вывод сделан исходя из того, что помещение не оборудовано вентиляцией!

По данному вопросу было еще - определение Верховного Суда РФ от 25.02.2019 № 309-ЭС19-381, тоже не в пользу птицефабрики.

Ну что тут можно сказать. Хранение (накопление) ртутных ламп на предприятии - не так всё просто, как кажется: герметичная емкость, закрытое для свободного доступа помещение и т.д.

Но на мой взгляд если бы в суде оспаривался факт превышения гигиенических нормативов по ртути в месте накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, решение суда могло быть иным.

Поделиться
У МЕНЯ ВОЗНИК ВОПРОС:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.
Adblock
detector