EcoProverka.ru
Назад

Инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в водные объекты

Опубликовано: 29.08.2021
Время на чтение: 7 мин
0
279
Инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в водные объекты

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 891 утверждены Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее - Правила).

Кто проводит инвентаризацию сбросов загрязняющих веществ в водные объекты

Инвентаризация проводится организациями, осуществляющими водоотведение, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений, городских округов, а также отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты (далее соответственно - централизованные системы водоотведения, организации), на основе результатов анализа состава сбрасываемых в водный объект сточных вод за 12 месяцев (п. п. 1 Правил).

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 21 января 2020 г. №12-47/1031

О РАЗЪЯСНЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Минприроды России рассмотрело обращение по вопросу разъяснения проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сообщает.

Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 №891, предназначены для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, а также отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты.

В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения, в том числе, об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, в том числе требования к содержанию раздела 5 "Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников" утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74.

Кроме того, в соответствии с приказом Минприроды России от 08.07.2009 №205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.

Сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1 - 3.3 приложения к Порядку), представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории и не эксплуатирующие централизованные системы водоотведения, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, к которой прилагают сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, а также представляют в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества.

Директор Департамента
государственной политики
и регулирования в сфере
охраны окружающей среды
и экологической безопасности
И.В.ИВАЧЕВ

Вывод из этого разъяснения Минприроды 

Исходя из разъяснения Минприроды получается, что все объекты, сбрасывающие сточные воды в водный объект - должны проводить инвентаризацию сбросов... Одни, как организации, осуществляющие водоотведение, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, другие - как отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты.

Что такое "централизованные системы водоотведения"?

В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

централизованная система водоотведения (канализации) — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 того же закона утверждены Правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов (ПП РФ от 31.05.2019 № 691), которыми необходимо руководствоваться при оценке комплексов ЦСВ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 416-ФЗ:

водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации":

 в зависимости от своего предназначения централизованные системы водоотведения подразделяются на следующие виды:
а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее - хозяйственно-бытовые сточные воды), а также сточных вод, образовавшихся в результате производства продукции и (или) оказания услуг (далее - производственные сточные воды), при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами;
б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;
в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами;
г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.
Таким образом, централизованная система водоотведения  — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для приема, транспортировки и очистки сточных вод.

Перечень загрязняющих веществ

Инвентаризация сбросов проводится в целях определения перечня загрязняющих веществ, по которым рассчитываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации (п. 2 Правил).

Таким образом, результаты инвентаризации являются исходными данными для установления нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ для объектов организации (п. 11 ст. 22 Закона N 7-ФЗ).

Перечень загрязняющих веществ может состоять из всех загрязняющих веществ приложения № 1 Правил, а также загрязняющих веществ, не указанных в приложении № 1 , но содержащихся в сбрасываемых сточных водах и перечисленных в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды - при условии, что в настоящее время фактический сброс сточных вод в водный объект не осуществляется (проектирование или строительство объектов централизованных систем водоотведения) или осуществляется  менее чем в течение 12 календарных месяцев подряд (*)

В Приложении N 1 к Правилам содержится Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых проводится инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее - Перечень), состоящий из двух разделов.

Раздел I Перечня применяется для объектов централизованных бытовых, общесплавных систем водоотведения (в том числе входящих в состав централизованных комбинированных систем водоотведения) и содержит 33 вещества.

Раздел II Перечня применяется для объектов централизованных ливневых систем водоотведения (в том числе входящих в состав централизованных комбинированных систем водоотведения) и содержит 8 веществ.

Периодичность отбора проб сточных вод зависит от объема сточных вод, сбрасываемых организациями: 100 и более м/сут - один раз в календарный месяц, менее 100 - один раз в квартал (Приложение N 2 к Правилам).

Отчет по инвентаризации сброса загрязняющих веществ

По результатам инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в водные объекты составляется  отчет об инвентаризации.  Отчет должен содержать следующую информацию (п. п. 11, 12 Правил):

  • перечень загрязняющих веществ, в отношении которых проводилась инвентаризация;
  • реквизиты аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров);
  • протоколы количественного химического анализа и акты отборов проб сточных вод с указанием мест отбора проб сточных вод;
  • сравнение (оценку) результатов количественного химического анализа проб сточных вод с предельно допустимыми концентрациями;
  • перечень загрязняющих веществ, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации.

Объект 3 категории и инвентаризация сбросов ЗВ

Подскажите какие документы должны быть у объекта 3 категории по сбросам  в водный  объект хоз быта и ливневки. Должны ли они делать инвентаризацию сброса  по 891 приказу. Если нет с сброса веществ 1, 2 класса опасности, значит сброс не нормируется?

Ответ РПН: Направляем обобщенную позицию уполномоченных должностных лиц по поставленным вопросам. Обращаем внимание, изложенная ниже информация является позицией должностных лиц управления по конкретно поставленному вопросу. Ввиду отсутствия разъяснения уполномоченных органов, позиции территориальных органов Росприроднадзора могут различаться.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

НДВ, НДС, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории (пункт 4 статьи 22 Закона № 7-ФЗ). Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 891 (далее – Правила № 891) и определяют порядок проведения организациями, осуществляющими водоотведение, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты (далее соответственно - ЦСВ, организации), инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду объектами организаций (далее - инвентаризация).

Правилами № 891 исключений по проведению инвентаризации для объектов НВОС III категории не установлено.

Дополнительно обращаем внимание, согласно пункту 2 статьи 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее – программа), порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Программа должна содержать, помимо прочего, раздел «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников».

Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.
Adblock
detector