Нормативы образования отходов. Изменения с 2019 г., оформление
Разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) - раньше это требование законодательства касалось предприятий, не являющимися субъектами МСП (малого или среднего предпринимательства). Субъекты МСП сдавали соответствующую отчетность. В этой статье собрана информация по теме - нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
С 01.01.2019 года все кардинально изменилось. Разработанные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) обязаны иметь все предприятия , если они являются объектами негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) 1, 2 категории.
Если у вас объект НВОС 1, 2 категории - вы обязаны иметь НООЛР (даже если у вас микропредприятие)!!!
Если вы объект НВОС 3 категории - то вы сдаете только:
отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Форма отчетности в настоящее время не утверждена.
Если вы объект 4 категории, то все что вы должны делать для соблюдения законодательства по отходам - это вести данные учета в области обращения с отходами, сдавать статистическую отчетность 2-ТП (отходы), разрабатывать паспорта на отходы.
Разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 01.01.2019)
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 1 и 2 категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 01.01.2019)
Оформление расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 01.01.2019)
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее –Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629 "О направлении информации") - для интересующихся письмо в конце статьи.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Таким образом, требуемый с 01.01.2019 г. для объектов НВОС 1,2 категории расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - это старый добрый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение - образец
Образец расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение вы можете увидеть пройдя по ссылке:
Комментарии
- Что делать если нормативы образования отходов и лимитов на их размещение отсутствуют у предприятия? Однозначный ответ - разрабатывать. Этот документ не отличается особой сложностью исполнения, поэтому его можно разработать самостоятельно в соответствии с Методическими указаниями по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 05.08.2014 №349.
- Или заказать разработку в специализированных организациях.
В случае, если у вас идет или намечается плановая или внеплановая проверка, в ходе который будет запрошен указанный документ, то самое лучшее что можно сделать:
- Не предоставлять документы, подтверждающие образование каких-либо видов отходов ( актов выполненных работ, счет-фактур и т.д.) с 01 января 2019 г. по настоящее время. Естественно, инспектор в ходе осмотра не должен зафиксировать факт образования отходов - даже визуально. Поскольку материалы фотоотчета также подшиваются к делу и служат доказательством вашего нарушения. Можно объяснить это тем, что предприятие "простаивало" в указанный период, а следовательно отходы не образовывались. Этот вариант подойдет только для небольших предприятий.
- Быстро в ходе проверки разработать указанный документ, датировав его задним числом. На этапе подписания акта проверки, рассмотрения дела об административном правонарушении - предоставить документ инспектору.
- Готовиться к оплате штрафных санкций по части 7 ст.8.2. КоАП РФ. Если ваше предприятие является субъектом МСП, то смело можете писать ходатайство о применении к вам предупреждения. В случае, если за вашим предприятием не числится административных правонарушений за прошедший год - вам должны заменить штрафные санкции на предупреждение.
- Просить чтобы было наказано только должностное лицо. Надзорные органы имеют право наказывать одновременно за правонарушение как юридическое лицо, так и должностное. Наказание юр.лица не освобождает от ответственности должностное.
Помните что обязанность разработки ПНООЛР есть у предприятий 1, 2 категории НВООС только в том случае, если у предприятия происходит реальное образование отходов.
В настоящее время документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые являлись результатом рассмотрения ПНООЛР не выдаются. Следовательно, обязанности согласовывать НООЛР в территориальных органах РПН или в региональных министерствах - отсутствует.
Но это информация на текущий момент, подробнее об утверждении расчета нормативов образования отходов контролирующими органами читаем здесь.
Таким образом, вы разрабатываете указанный документ и храните его у себя, чтобы использовать для получения комплексного экологического разрешения или заполнения декларации о воздействии на ОС.
Наказание (штраф)
Ответственность за отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предусмотрена частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, а именно: на должностных лиц от 20 до 40 тыс. рублей, на ИП от 40 до 60 тыс. рублей, на юридическое лицо от 200 до 350 тыс. рублей.
ПИСЬМО
от 29 декабря 2018 г. N АА-10-02-36/29629
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
В связи с вступлением в силу с 01.01.2019 подпункта "б" пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.12.2018 N 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 496-ФЗ) Росприроднадзор направляет информацию для использования и руководства в работе.
Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) с 01.01.2019 вводится новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Постановление N 1029) к объектам I, II, III и IV категорий.
Пунктом 16 статьи 1 Закона N 219-ФЗ установлена обязанность получения комплексного экологического разрешения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также определен перечень необходимой информации, прилагаемой к заявке на получение комплексного экологического разрешения, направляемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, определена необходимость направления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Также пунктом 6 статьи 5 Закона N 219-ФЗ установлено, что для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Вместе с этим в соответствии с подпунктом "а" пункта 22 статьи 1 Закона N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения установлены пунктами 6 и 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Необходимо отметить, что подпунктом "в" пункта 16 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 309-ФЗ) была отменена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства, и лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являлись количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Указанная норма вступила в силу с 29.06.2009 согласно части 2 статьи 49 Закона N 309-ФЗ и фактически с 29.09.2009 и по 01.01.2019 хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не могли разработать и утвердить в установленном порядке ПНООЛР.
Согласно Постановлению N 1029, к I категории относятся, в том числе, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по демеркуризации ртутьсодержащих ламп, по обезвреживанию и размещению отходов I - III классов опасности, по захоронению отходов IV - V классов опасности мощностью более 20 тыс. тонн в год, и в силу положений Закона N 209-ФЗ являются субъектами малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствуют утвержденные в установленном порядке ПНООЛР.
При этом положениями подпункта "б" пункта 3 статьи 2 Закона N 496-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.
Учитывая, что с 01.01.2019 статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также переходные положения, установленные подпунктом "б" пункта 3 статьи 2 Закона N 496-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 и с 01.01.2019 применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.