Давайте рассмотрим окружающую среду немного шире, чем это видят экологи.
Окружающая (природная) среда существует естественным образом без влияния человека и представляет собой совокупность различных природных факторов.
Природную среду, в которой живет человек, можно разделить:
- на атмосферную среду,
- водную среду,
- почвенную среду,
- геологическую среду
- и биологическую среду
в соответствии с элементами окружающей среды, в основном относящимися к пяти кругам Земли – атмосфере, гидросфере, почве, литосфере и биосфере.
Окружающая среда человека
Человеческая среда – это совокупность материальных и нематериальных достижений, созданных человеком.
К материальным достижениям относятся культурные реликвии и памятники, зеленые сады, здания и племена, оборудование и сооружения и т. д.;
к нематериальным – общественные обычаи, язык и письменность, культура и искусство, образование и право, а также различные системы и т. д.
Эти достижения – творения людей, несущие на себе отпечаток культуры. Гуманистическая среда отражает исторический вклад нации, а также историю и культуру общества и играет роль в воспитании и привитии качеств человека.
Природная и гуманитарная среда – это колыбель выживания, воспроизводства и развития человека.
В соответствии с требованиями научного развития защита и улучшение окружающей среды, а также создание экологически чистого общества необходимы человеку для выживания и развития.
Психологическая среда
Жизненная среда, оказывающая практическое влияние на психологию человека, представляет собой совокупность всех внешних условий.
Психологическая среда делится на внутреннюю и внешнюю.
Если рассматривать школьную образовательную деятельность как основную, то под психологической внутренней средой в основном понимается совокупность всех условий, объективно существующих внутри школы, таких как школьный дух, отношения между сверстниками, отношения между учителем и учеником, учебные заведения, уровень преподавателей и т.д.
Психологическая внешняя среда – вне школы социальная среда и семейное окружение.
Психологическая внутренняя среда очень важна для учеников, в ней школьный дух является стабильным фактором, это общая психологическая атмосфера и нормы школы, это сумма показателей общественного мнения. Школьный дух должен опираться на всех сотрудников, подавать пример, учить на собственном примере, передавать и заражать друг друга, добиваться признания и постепенно формироваться немногими, чтобы стать движущей силой для большинства.
Внутренняя и внешняя психологическая среда влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом и влияют на непрерывное изменение и развитие психологии учащихся.
Среда и психология
Человек является не только продуктом окружающей среды, но и создателем и преобразователем среды. Отношения между человеком и окружающей средой дополняют друг друга.
Люди должны учиться и стремиться чтобы адаптироваться к окружающей среде, достичь согласованности и координации с окружающей средой.
С другой стороны, люди через субъективные усилия, преобразовывают старую среду, чтобы создать новую среду, совместимую с современной жизнью людей.
Конечной целью является достижение взаимной адаптации и баланса между людьми и окружающей средой.
Таким образом, окружающая среда включает в себя социальную среду, природную среду, семейную среду, рабочую среду и т. д., которые влияют на психологию людей с разных точек зрения, в разных областях и сферах, а также влияют на мысли, чувства и поведение людей.
Ресурсы окружающей среды
Существует четыре основные категории ресурсов, которые необходимы для окружающей среды:
- три элемента жизни: воздух, вода и почва;
- шесть природных ресурсов: минералы, леса, пресная вода, земля, живые виды и ископаемое топливо (нефть, уголь и природный газ);
- два типа экосистем: наземные экосистемы (например, леса, луга, дикая местность, кустарники и т.д.) и водные экосистемы (например, водно-болотные угодья, озера, реки, океаны и т.д.);
- разнообразные ландшафтные ресурсы: например, горный рельеф, водные потоки, местные виды растений и животных, природные и культурные исторические объекты и т.д.
Классификация окружающей среды
Воздействие человеческой деятельности на всю окружающую среду носит комплексный характер. Человек, в отличие от других живых существ, не только стремится к собственному выживанию, влияя на окружающую среду и адаптируя свой организм к окружающей среде, но и для улучшения качества своего существования, он преобразует окружающую среду через свой собственный труд в новую среду обитания.
Эта новая среда обитания может быть более подходящей для выживания человека, но может и ухудшить условия его жизни. В этом повторяющемся и извилистом процессе среда обитания человека сформировала огромную, сложную структуру,свою экологическую систему.
Окружающую человека среду принято делить на природную и социальную.
Природная среда также известна как географическая среда. Она относится к миру природы, который окружает человека. Она включает в себя атмосферу, воду, почву, биологические и минеральные ресурсы. Природная среда – это материальная основа, на которую опирается человек в своем выживании и развитии. В естественной географии эти факторы, составляющие общую природную среду, обычно делятся на пять природных кругов, таких как атмосфера, гидросфера, биосфера, почвенный круг и литосфера.
Социальная среда – это искусственная среда – города, деревни, промышленные и горнодобывающие районы и т. д., которая постепенно создается и формируется человеком на основе природной среды путем долгосрочного планового и целенаправленного развития с целью постоянного повышения материального и духовного уровня жизни.
Развитие и преемственность социальной среды регулируется и ограничивается законами природы, экономики и общества, а ее качество является одним из признаков построения человеческой материальной цивилизации и духовной цивилизации.
Если рассматривать природу окружающей среды, то ее можно разделить на физическую, химическую и биологическую.
Если классифицировать по элементам окружающей среды, то ее можно разделить на атмосферную, водную, геологическую, почвенную и биологическую.
Обычно, в соответствии с пространственным масштабом среды обитания человека, она может быть разделена на среду поселения, географическую среду, геологическую среду и межпланетную среду от ближнего к дальнему и от малого к большому, и каждый уровень содержит различные экологические свойства и элементы, и состоит из природной среды и социальной среды вместе.
Что такое окружающая среда в законодательстве
Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
ГОСТР 56828.38-2018:
окружающая среда: Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Примечания
1 Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, вовлеченная в техногенную деятельность и представляющая собой совокупность на данный момент физических, химических, биологических характеристик, а также социальных факторов, способных оказать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на живые существа и деятельность человека.
2 Окружающая среда представляется как трансформированная человеком природная среда, ставшая средой его обитания. При этом природная среда считается биоестественной, окружающая – техногенной.
[ГОСТ Р 56828.15-2016, статья 2.106]