Пример HTML-страницы

Порядок отнесения отхода к классу опасности

 В каких случаях требуется определение класса опасности отходов? Для многих непонятен вопрос – для каких отходов необходимо определение класса опасности и каков порядок отнесения отходов к классам опасности.

В соответствии с Федеральным законом “Об отходах производства и потребления” от 24.06.1998 N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности в соответствии с установленными критериями.
Критериями отнесения отходов к I – V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:
– степень опасности отхода для окружающей среды;
– кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.
Степень опасности отхода для окружающей среды определяется по сумме степеней опасности веществ,
составляющих отход (компонентов отхода), для окружающей среды. Степень опасности компонента отхода для окружающей среды рассчитывается как отношение концентрации компонента отхода к коэффициенту его степени опасности для окружающей среды (показатель, численно равный количеству компонента отхода, ниже значения которого

С 1 января 2021 года вступил в действие новый Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 «Об
утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности» (далее-Порядок). Он устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Росприроднадзора документов и материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 2429, к конкретному классу опасности и принятию решения о подтверждении
отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Действие Приказа не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы, вещества, разрушающие озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).

Таким образом. новый порядок отнесения отходов к классу опасности относится к отходам, не включенным в ФККО,  его можно скачать здесь:

alt:Порядок отнесения отхода к классу опасности.pdfПорядок отнесения отхода к классу опасности.pdf

Происхождение отходов производства определяется по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу, происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли.
Агрегатное состояние и физическая форма отходов определяются с учетом Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
Класс опасности отходов, не включенных в ФККО, определяется на основании Критериев отнесения отходов к I – V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I – V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
Класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом.
Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. В случае их отсутствия – по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением требований Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений». Допускается использование одновременно обоих способов для определения химического и (или) компонентного состава отходов.

Главные изменения по сравнению с предыдущим порядком:

  • документы и материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности в случае отсутствия отхода в ФККО ( в том числе отхода 5 класса опасности) должны предоставляться ЮЛ или ИП для рассмотрения в территориальные органы Росприроднадзора,
  • далее Росприроднадзор принимает решение о подтверждении отнесения отхода к конкретному классу опасности.

Отход считается не включенным в ФККО если идет несоответствие признаков отходов с классификационными признаками отходов, включенных в ФККО и Банк данных об отхода (это будет главная ловушка для предприятий):

  • происхождение – определяется по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу; происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которых они произошли;
  • состав,
  • агрегатное состояние, физическая форма – определяется в соответствии с информацией, представленной  в Банке данных об отходах.

Должно быть полное соответствие классификационных признаков.

Напомню летом 2019 г. произошло изменение статьи 8.2 КоАП РФ:

Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I – V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I – IV классов опасности
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ

Как видите, не подтверждение отнесения отхода к классу опасности может дорого обойтись предприятию, да и должностному лицу тоже, поэтому порядок отнесения отходов к классам опасности долен быть актуален.

Теперь обратимся к Федеральному закону “Об отходах производства и потребления” от 24.06.1998 № 89-ФЗ:

Статья 14. Требования к обращению с отходами I – V классов опасности
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
 
1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Отнесение отхода к классу опасности 

Класс опасности отхода, не включенного в ФККО определяется на основании его химического и компонентного состава.

Химический и (или) компонентный состав устанавливается в соответствии со сведениями, содержащимися в технологических регламентах, ТУ, стандартах, проектной документации.

В случае отсутствия указанных сведений химический и (или) компонентный состав отхода устанавливается по результатам количественных химических анализов.

Допустимо применение обоих способов определения химического и (или) компонентного состава отходов.

В соответствии с Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 года № 536 :

Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:

1. степень опасности отхода для окружающей среды;

2. кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.

Определение степени опасности отхода для окружающей среды – это и есть отнесение отхода к классу опасности расчетным методом.

Расчет можно сделать в соответствии с Критериями отнесения отходов. 

Отнесение отхода к классу опасности биотестированием

Один из критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду является  метод биотестирования, а именно:

кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.

Метод заключается в определении кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует. Основан на проведении биотестирования водной вытяжки отхода при массовом соотношении отхода и воды 1:10.

Отнесение отхода к классу опасности – какой способ применить?

Для отнесения отхода к классу опасности допустим как расчетный метод отнесения, так и метод биотестирования (на ваше усмотрение какой из методов стоит применить).

Исключение: установление класса опасности для отходов: золы, шлаки, золошлаковые смеси, отходов добычи и обогащения угля, и отходов, водная вытяжка из которых характеризуется повышенным солесодержанием (содержание сухого остатка в исследуемой водной вытяжке более 6 г/дм), применяется только биотестирование.

Если в результате отнесения отхода к классу опасности у вас получен 5 класс опасности отхода, то его необходимо подтвердить биотестированием.

Если вас не устраивает результат, полученный расчетным методом есть возможность сделать биотестирование отхода и установить класс опасности отхода именно по результатам биотестирования:

При несовпадении значения класса опасности отхода, установленного на основании применения Критерия (1) (степень опасности отхода для окружающей среды (К) и применения Критерия кратность (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, устанавливается класс опасности отхода на основании кратности (Кр) разведения водной вытяжки из отхода согласно приложению N 5 к Критериям.

Порядок отнесения отхода, не включенного в ФККО к конкретному классу опасности

В течении 90 дней с даты установления по результатам проведения учета отходов,  ЮЛ или ИП подготавливают документы и материалы обоснования отнесения отхода к конкретному классу опасности и направляют надлежащим образом заверенные копии документов в территориальные органы Росприроднадзора.

Перечень документов:

а) заявление о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
б) сведения о происхождении отходов, об агрегатном состоянии и физической форме отходов;
в) копии документов, подтверждающих химический и (или) компонентный состав отходов, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:
– копии актов отбора проб отхода, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией;
– копии документов, подтверждающих результаты установления химического и (или) компонентного состава отходов посредством соответствующих измерений, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией;
– выдержки из технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, содержащие сведения о происхождении отходов, физической форме отходов, химическом и (или) компонентном составе отходов;
г) при установлении класса опасности отходов на основании Критериев:
– копии документов и материалов, обосновывающие отнесение отходов к конкретному классу опасности, заверенные лицом, подготовившим эти документы;
– копии акта отбора проб отхода, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (при
установлении класса опасности отходов на основании Критериев по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует).
Заявление с документами и материалами представляется в территориальный орган Росприроднадзора. При наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя обособленных подразделений, расположенных в разных субъектах Российской Федерации, при осуществлении деятельности которых образуются отходы, имеющие одинаковые классификационные признаки, документы и материалы направляются только в один из территориальных органов Росприроднадзора.
Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте бесплатный сервис для предоставления указанных документов и материалов в электронном виде. При направлении документов и материалов на бумажном носителе комплект документов должен быть подготовлен с применением бесплатного сервиса, а полученная с его помощью печатная копия прошивается, подписывается руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, подпись заверяется печатью организации (при наличии). При этом электронная копия документов и материалов, подготовленных с использованием указанного сервиса, направляется в соответствующий территориальный орган
Росприроднадзора, а присвоенный при отправке номер сообщается в территориальный орган Росприроднадзора при подаче документов и материалов на бумажном носителе.

Если есть филиалы, расположенные в разных субъектах РФ, то материалы обоснования направляются только в один из территориальных органов Росприроднадзора ( на ваше усмотрение). 

Документы могут быть представлены в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, а также на бумажном носителе при соблюдении определенных условий.

Далее Росприроднадзор с привлечением  ФГБУ “ФЦАО” принимает решение об отнесении отхода к конкретному классу опасности или об отказе.

Возможно, вы захотите прочитать следующее:

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( Пока оценок нет )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

  1. Виталий

    Добрый день, Людмила. Помогите разобраться – у меня небольшой офис, списали 3 рабочих места: 3 компьютера, 3 Монитора, 1 принтер, 1 мфу. Как я вижу, в ФККО коды этих отходов есть. Сейчас нужно сделать паспорта отходов (как я понимаю). По бух документам проходят именно такие названия – “компьютер, монитор, принтер”. Нужно ли делать химический анализ в лаборатории, когда эти отходы уже есть в ФККО? Могу ли я сделать паспорт отхода на основании ФККО (взять код фкко) , раз в его названии и по мим документам названия совпадают, например “компьютер”? Или делать лабораторное исследование хим состава обязательно?
    Вопрос 2, вытекает из 1го: сделаю я паспорта отхода, через год опять спишу компьютер, монитор, принтер – мне опять придется делать паспорт отхода? С одной стороны паспорт делается 1 раз, а с другой, через год, как я докажу, что компьютер относиться именно к тому хим.составу (лабораторному исследованию) на основании которого у меня сделан паспорт отхода?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый. Вы эти отходы передавать на утилизацию собрались? Может проще их продать как б/у?
      Паспорта ЮЛ или ИП делает один раз. Химический анализ делать нужно 1 раз – к сожалению я не находила источников, в которых было обоснование состава отхода. При повторном образовании этого же отхода определять состав отхода не надо. А название отходов берете их ФККО – https://ecoproverka.ru/othody-org-tehniki/

      Ответить
  2. Виталий

    Разве я, ЮЛ, имею право продавать такие “отходы”? По моему по закону я должен именно на утилизацию передать. Если продам, то там сразу целый букет нарушений всплывает, в части обращения с отходами. Кстати, может вы подскажите, ни где не смог найти – в какой момент имущество превращается в отход? Вот вчера это компьютер (станок, стол, автомобиль), основное средство предприятия, и его судьба регулируется НК РФ и Законом о бухучете, а сегодня это уже отход, с паспортом. В какой момент имущество превращается в отход, на основании чего?

    Про паспорта: Момент который мне принципиально не понятен: сделаю я хим анализ компьютера, на его основании сделаю паспорт отхода на компьютеры (Системный блок компьютера утративший потребительские свойства – отход 4 класса опасности, код ФККО – 48120101524), сдам компы на утилиз приложив паспорт отхода. Через год спишу еще компьютеры. А на каком основании эти компы (которые спишу через год) я отнесу на сделанный сейчас паспорт отхода, ведь хим анализ опять (через год) я делать не буду, тк паспорт уже есть? Если это никак не регламентировано, то что мне мешает сделать 1 паспорт (например на компы) и “подложить” под него, сдать на утилиз под одним паспортом и все остальное, мониторы, принтеры, колбы со ртутью, отходы работы ядерного реактора, назвав их “компьютеры” ?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Если вы свою орг. технику не будете списывать, то почему она должна стать отходом. Поймите надзору надо еще доказать, что ваша орг. техника – это отход. Если не будет документов на списание, если в договоре на реализацию не будет фигурировать слово “отход”, если в журнале учета отходов – вы всё это не покажете, то как они докажут что у вас уже образовался отход?
      И вы продаете не отход, продаете технику б/у. Если предприятие решило модернизировать оборудование, то оно устаревшее оборудование продает или списывает и разбирает. В первом случае продажа оборудования, во-втором – передача на утилизацию составляющих.
      По паспортам. Вопрос надуманный какой-то . Прочитайте – https://ecoproverka.ru/osnovanie-dlja-razrabotki-pasportov/
      Паспорта делаются один раз на отходы, образующиеся у ЮЛ. Состав определяется при паспортизации.
      Все отходы под один паспорт не подгонишь. У каждого отхода есть свое наименование и код ФККО, класс опасности. Посмотрите федеральный классификационный каталог отходов, все интересующие вас отходы там представлены в виде отдельных наименований. И чтобы сдать отходы на утилизацию у вас организация, принимающие отходы, запросит паспорта на все отходы. Сдать по паспорту компьютеров отработанных вы сможете только компьютеры отработнные.

      Ответить
  3. Дмитрий

    Добрый день подскажите , где целесообразней заказать исследование земельного участка на предмет установления класса опасности отходов, которые находятся на нем . Спасибо !!!!!!
    Источник:

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      В аккредитованной лаборатории. ЦЛАТИ есть в каждом регионе. Но это не дешево…

      Ответить
  4. Валентина

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, ранее была большая организация, и заказывали протоколы КХА на все виды отходов, затем организация поделилась, часть участков остались под наименованием старой организации, а часть перешли в другую. Функции, объемы остались теми же. Нужно ли вновь образованному предприятию заказывать протоколы КХА, работаем на тарифе (обеспечение тепловой энергией) или можно доказать, что организация просто разделилась и протоколы КХА, выданные ранее для старой организации можно считать и для этого предприятия. Ведь по сути состав отходов не поменялся, в противном случае должны опять эти затраты внести в тариф (в затраты) и в итоге конечный потребитель (население) по сути должно повторно оплатить эти услуги.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      В выписке ЕГРЮЛ видны эти изменения? Если да, то я думаю можно.

      Ответить
  5. Оксана

    Добрый день, Людмила. Помогите, пожалуйста, мне очень нужен состав отхода: ПЛАТЫ ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ, УТРАТИВШИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА (4 81 121 11 52 4), в интернете идет ссылка на письмо производителя №83 от 15.09.2017г ООО “Синтек” о компонентном составе микросхем, но найти его не могу. Если у Вас есть, можете поделиться?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      К сожалению – нет.

      Ответить
Пример HTML-страницы