Пример HTML-страницы

Побочные продукты животноводства

С 01.03.2023 г. вступает в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ “О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Что такое побочные продукты животноводства?

побочные продукты животноводства – вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве.

Деятельность предприятий по хранению, обработке, переработке, транспортированию, реализации и использованию побочных продуктов животноводства будет выведена из юрисдикции требований природоохранного законодательства, но при соблюдении определенных условий.  В случае нарушения  требований к обращению побочных продуктов животноводства – побочные продукты животноводства будут признаны отходами.

побочные продукты животноводства

Законом установлено, что побочные продукты животноводства признаются отходами в случае установления в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (полномочия по надзору у Россельхознадзора),нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Датой признания побочных продуктов животноводства отходами является дата вступления в законную силу акта контрольного (надзорного) мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, вынесенного при выявлении указанных нарушений.

В случаях соблюдения требований к обращению побочных продуктов животноводства – побочные продукты животноводства не являются отходами.

Какие же обязательства должны выполнять юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, с целью отнесения отходов к побочным продуктам животноводства:

✅самостоятельно отнести отходы, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве к побочным продуктам животноводства. Закон подчеркивает, что отнесение отходов к побочным продуктам животноводства не зависит от включения их в ФККО.

✅уведомить о решении об отнесении отходов к побочным продуктам животноводства Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Также в Россельхознадзор должна быть предоставлена информация:

  • об объемах побочных продуктов животноводства,
  • о дате образования побочных продуктов животноводства,
  • о планируемых сроках использования побочных продуктов животноводства в производстве или передаче побочных продуктов животноводства иным лицам и результатах  использования или передачи.

Порядок и форма уведомлений, сроки в настоящее время не установлены.

✅ вести учет побочных продуктов животноводства, порядок в настоящее время также не установлен.

Таким образом, соблюдение требований законодательства в отношении побочных продуктов животноводства – позволит вам работать с отходами животноводства, в качестве побочных продуктов животноводства.

При выявлении Россельхознадзором нарушения требований – с даты акты проверки ваше предприятие должно соблюдать экологические требования к отходам (паспорта отходов, определение состава отходов, ведение учета отходов, если ОНВОС 2 категории, то должен быть установлен норматив образования отходов и т.д.), несоблюдение которых карается довольно жестко. Также Россельхознадзор обязан будет уведомить Росприроднадзор о факте нарушения требований.

Также, собственник побочных продуктов животноводства, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом следующих особенностей:

1) плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушения;

2) платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами;

3) размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, с применением к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициента 1.

Право собственности

Право собственности на побочные продукты животноводства возникает у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица, осуществляющих содержание сельскохозяйственных животных. В иных случаях – право собственности на побочные продукты животноводства возникает в соответствии с гражданским законодательством.

Требования:

Обращение побочных продуктов животноводства осуществляется в соответствии с требованиями к обращению побочных продуктов животноводства, устанавливаемыми ветеринарными нормами и правилами, санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, требованиями в области охраны окружающей среды.

При обращении с побочными продуктами животноводства не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов, лесов.

Хранение побочных продуктов животноводства до их обработки, переработки допускается только на специализированных площадках.

Специализированные площадки не являются объектами размещения отходов и не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов.

Передача побочных продуктов животноводства допускается только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам без образования юридического лица, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции.

Стоит написать, что дополнительно должны будут разработаны подзаконные акты, касающиеся:

  • требований к обращению побочных продуктов животноводства;
  • порядка, сроков и формы направления уведомлений об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства;
  • порядка учета побочных продуктов животноводства;
  • перечня нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами.

Вывод какой? Закон принимался с целью облегчить бремя животноводов и птицеводов. Но по факту – им станет сложнее работать. Поскольку  в ходе обращения с побочными продуктами животноводства с соблюдением требований, устанавливаемыми ветеринарными нормами и правилами, санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, требованиями в области охраны окружающей среды – обязательно при желании нарушения найдутся. Элементарно даже, после внесения побочных продуктов животноводства и после получения обращения на этот факт (жалобы) – Россельхознадзор сделает выезд, отберет пробы почвы и найдет там превышения, например, по азоту или микроорганизмам. Далее с даты составления акта у вас уже отходы.  Россельхознадзор передает сведения в Росприроднадзор. Далее отработает Росприроднадзор и будут ли у вас в наличии документы – это большой вопрос.

 

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4 из 5 )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

  1. Лариса

    Добрый день. Как лучше действовать?

    Ответить
  2. Юлия Д

    Добрый день, читаю, читаю с лета, думаю а как раньше работали так уже нельзя будет? у нас есть ТУ и ТР, внутренние, есть номер какой нам присвоили в центре метрологии и сертификации, и мы этот навоз вносили на свои же поля и показывала я его в своих экологических отчетах, платы не было, так как сколько образовалось, столько и внесли, на сторону не передаем, не продаем. если не уведомлять россельхознадзор, то как это будет расценено?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Ваши отходы будут подпадать по действие нового ФЗ. Я думаю – придется уведомлять и новую отчетность вести.

      Ответить
  3. Алиса

    Людмила, добрый день!
    поделитесь, пожалуйста, своим мнением – 248-ФЗ подразумевает всего 2 пути
    с 01.03.2023: первый- отходы, второй-ППЖ. Если выбрать первый вариант, то это только отходы на свалку или размещение на своих объектах свыше 11 месяцев, что влечет за собой огромные платежи, реализовывать как удобрение нельзя, если второй вариант, то реализация сельхозпроизводителям.
    нет третьего варианта – продолжать работать по полученной лицензии на обезвреживание? обезвреживать помет на площадках буртования, а затем его продажа,как удобрения без перехода на ППЖ?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Ну ваш 3ий вариант это второй вариант, но с дополнительными мероприятиями, которые вы должны будете провести.

      Ответить
Пример HTML-страницы