EcoProverka.ru
Назад

Постановка на учет объектов оказывающих негативное воздействие. Актуализация

Опубликовано: 01.03.2019
Время на чтение: 21 минута
92
1913
Постановка на учет объектов оказывающих негативное воздействие. Актуализация

Казалось бы, основная масса природопользователей встала на учет как объекты негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) еще в декабре 2016 года, в начале 2017 года. Но, исходя из комментариев я понимаю, что постановка на учет объектов оказывающих негативное воздействие (объектов НВОС) - это проблема для некоторых предприятий еще актуальна.

Ознакомится и скачать новые критерии отнесения объектов ОНВОС можно здесь:

alt:Новые критерии постановки на учет как ОНВОС.pdfНовые критерии постановки на учет как ОНВОС.pdf

Лисичникова Людмила
Лисичникова Людмила
Задать вопрос
Предприятия вставшие на учет как объекты НВОС 4 категории, а также безкатегорийные - практически ушли из-под взора надзорных органов. Проведение плановых проверок в отношении них - невозможно! В отношении данной категории предприятий возможны только внеплановые проверки.

Подать заявку о постановке на учет или по актуализации вы можете через личный кабинет природопользователя.

Постановка на учет объекта НВОС

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Т.е. получается что каждая отдельная промплощадка предприятия - это объект негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС).

Отнесение по категориям ОНВОС представлено здесь.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам 1, 2, 3, 4 категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

пункт 4 статьи 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

пункт 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке
 на государственный учет
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

пункт 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

пункт 3 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны были поставить на государственный учет принадлежащие им объекты ОНВОС в срок до 01.01.2017.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

пункт 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Критерии постановки на учет объектов оказывающих негативное воздействие

Подробно по критериям постановки на учет объектов оказывающих негативное воздействие написана статья здесь.

Постановка на учет объектов оказывающих НВОС - комментарии

Выше довольно подробно написано, кто должен вставать на учет, в какие сроки должны вставать на учет... А теперь о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие (объектов НВОС) - своими словами:

  • если ваше предприятие осуществляет выброс вредных ЗВ в атмосферу, сброс сточных вод в водные объекты или сброс сточных вод  в централизованные системы водоотведения (за исключением хох.-быта), оно однозначно является ОНВОС;
  • если у вашего предприятия образуются только отходы, отсутствуют выбросы и сбросы ЗВ (отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду), или суммарное количество выбросов не превышает 10,0 т/год при этом отсутствуют в выбросах ЗВ 1, 2 класса опасности - смело декларируйте 4 категорию ОНВОС - самая удобная категория для предприятий ( см. первый абзац этой статьи);
  • если в выбросах вашего предприятия присутствуют ЗВ 1, 2 класса опасности, то вы должны декларировать 3 категорию ОНВОС;
  • если суммарное количество выбросов превышает 10,0 тонн в год, то вы также должны декларировать 3 категорию ОНВОС.

Что новенького добавилось с 2021 года:

ОНВОС 4 категории:

  • если у предприятия имеется отдельно стоящая скважина  с объемом добычи менее 500 куб.м. в сутки - объект надо ставить на учет как ОНВОС 4 категории;
  • объекты капитального строительства со сроком строительства  менее 6 месяцев - отныне тое должны стоять на учете как ОНВОС 4 категории.

ОНВОС 3 категории:

  • объекты размещения отходов после их рекультивации (ликвидации) до снятия с государственного учета, как ОНВОС;
  • объекты обработки отходов 4 и 5 классов опасности;
  • недропользователи, не  отнесенные к объектам негативного воздействия 1, 2, 4 категориям;
  • водопользователи, не отнесенные к 1, 2, 4 категориям;
  • объекты капитального строительства со сроком строительства более 6 месяцев;
  • отдельно стоящие скважины, если объем добычи более или равен 500 куб. м в сутки;
  • все объекты, не отнесенные к ОНВОС 1, 2, 4 категории, но являющиеся объектами НВОС.

ОНВОС 1 категории , 2 категории  надо смотреть каждому самостоятельно по виду своей деятельности, поскольку добавлены виды деятельности и в 1 категорию и во 2 категорию, кое-что переносится из первой во 2-ую категорию.  У меня в разделе объект ОНВОС вся информация актуализирована.

Срок постановки на учет объекта НВОС

По поводу сроков постановки на учет, как объекта НВОС:

  • если предприятие осуществляло свою хозяйственную деятельность до 2017 года, то срок постановки на учет для них - 01.01.2017 г. По данному нарушению привлечь вас уже не смогут, поскольку истек срок давности нарушения! Это важно.
  • если вы ввели объект в эксплуатацию, то срок постановки на учет - полгода с даты ввода в эксплуатацию. Если прошло более, чем полгода с даты начала эксплуатации (ввода в эксплуатацию), то привлечение к административной ответственности по ст.8.46. КоАП РФ - законно!

Актуализация сведений об ОНВОС

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
-о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
-об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
-об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
-об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

пункт 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Своими словами вы обязательно должны провести актуализацию сведений об объекте НВОС в случаях:

  • изменения юридического адреса,
  • изменения фактического адреса,
  • изменения ФИО, места жительства ИП, реквизитов его документов;
  • изменения хозяйствующего субъекта на указанном ОНВОС (например - в случае если площадка была передана в аренду);
  • если у вас произошло изменение технологических процессов по которым вы встали на учет как ОНВОС;
  • если произошли изменения по источникам выбросов вредных ЗВ;
  • в случае если вы вносите изменения в  декларацию о воздействии на окружающую среду.

В противном случае вы можете быть привлечены по ст.8.46 КоАП РФ.

Нововведения с 2021 года:

Безусловно актуализация в связи со сменой категории необходима, но читая пункт 6 статьи 69.2 ясно, что изменение категории в связи с изменением НПА - это не основание для актуализации. Если Вам выгодно изменение категории на меньшую (хотя по цифрам получается на большую) - то стоит быстренько это сделать. В противном случае имеет смысл подождать разъяснений.

Если же Вы раньше не стояли на учете, а по новым критериям у вас появилась такая обязанность, то думаю стоит обратить внимание:

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Можно ли считать датой начала эксплуатации ОНВОС  с конкретной категорией  -  01.01.2021 вопрос конечно.... 

Как только нарою что-нибудь - выложу.

Как актуализировать в ЛК?

В старом ЛК при заполнении заявки выбираете статус актуализации и прописываете код НВОС и оно автоматом проходит как актуализация.

Снятие с учета объекта НВОС

Если на Вашем объекте НВОС произошли изменения: объект законсервирован, объект не оказывает декларируемое в заявке о постановке на учет воздействие на окружающую среду (например: демонтирована котельная, сварочный пост... или иной источник выделения ЗВ в АВ, по которым вы встали на учет как объект НВОС), то Вам необходимо исключить указанный объект из реестра ОНВОС.

Это надо сделать в обязательном порядке, в противном случае если Ваш объект относится к 1-3 категории ОНВОС, указанный объект может попасть в реестр проведения плановых проверок.

Пунктом 33 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, утв. постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, исключение объекта из государственного реестра в возможно в случае предоставления копии акта о консервации и ликвидации объекта (при прекращении деятельности).

Снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
 
Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.
 
 При снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов.

Недостоверная информация в заявке на постановку на учет как объекта НВОС

При постановке на учет предприятие должно предоставить достоверную информацию в заявке об объекте оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. В противном случае - при обнаружении это будет являться составом административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно пункту 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в частности, наименование, организационно-правовую
форму и адрес (место нахождения) юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Заявка о постановке на учет содержит в себе сведения:

а)наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
г) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;
д) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
е) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ж) сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;
з) сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
и) сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;

м) сведения о программе производственного экологического контроля;
н) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

п)  сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

пункт 5 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду "

Таким образом, если вы в заявке о постановке на учет предоставили недостоверные данные по пунктам, перечисленным выше - то это состав административного правонарушения.

Если заявка с недостоверными данными была предоставлена более года назад, то срок давности по указанному нарушению истек. Это значит, что штрафа не будет, но предписание об устранении нарушений вам должно быть выдано!

Постановка на учет объектов оказывающих негативное воздействие - штраф

КоАП РФ Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
 
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

Как видите указанная статья может применяться только за то, что заявка о постановке на учет была не предоставлена совсем или предоставлена несвоевременно, за несвоевременную актуализацию сведений в заявке или за неактуализацию.

Опять же, если правонарушение было совершено более года назад, то - в связи с истечением срока давности, привлечь к административной ответственности за указанные правонарушения вас уже не имеют права.

В случае если вы в заявке предоставили недостоверную информацию, то это уже состав статьи 8.5. КоАП РФ:

КоАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
 
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными сообщать такую информацию,
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Поделиться
Похожие записи