Пример HTML-страницы

Риски и возможности: СЭМ

ЧТО ТАКОЕ «РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ» В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА?
«Риски и возможности» определены в пункте 3.2.11 стандарта ISO 14001:2015 как потенциальные неблагоприятные последствия (угрозы) и потенциальные благоприятные последствия (возможности) .
Обоснование этого определения заключается в том, чтобы организации в первую очередь сосредоточили свое внимание на результатах, связанных с определением риска, включая как положительные, так и отрицательные последствия, а не просто на неопределенности, связанной с возникновением событий.
Не каждый риск (то есть угроза) и возможность, с которыми сталкивается организация, должны быть включены в это определение риска.
идентификация рисков и возможностей СЭМ
Согласно ISO 14001, организация должна учитывать взаимосвязь конкретного риска с:
  • важными экологическими проблемами организации;
  • требования СЭМ организации, включая ее обязательства по соблюдению;
  • определенная сфера применения системы экологического менеджмента организации.
Определение того, какие риски и возможности будут рассмотрены в СЭМ, является решением организации. Чтобы соответствовать стандарту ISO 14001, организация просто должна быть в состоянии продемонстрировать, что она учитывала перечисленные выше  факторы при определении риска.
Решение о том, какой процесс или процессы она будет использовать, полностью зависит от организации.
  1. Используемый процесс или процессы должны быть задокументированы в объеме, необходимом для уверенности в том, что они выполняются в соответствии с планом.
  2. После завершения определения риска организация должна зафиксировать результаты. Согласно стандарту, организация должна «поддерживать документированную информацию о рисках и возможностях, которые необходимо учитывать».
ТРЕБУЕТСЯ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТАТЬ ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВСЕХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ?
Нет. Во-первых, это невозможно. Поскольку риски и возможности по определению находятся в будущем, а будущее не определено, никто не может знать все потенциальные риски и возможности. Требование к документации заключается в том, что должна храниться документация о «рисках и возможностях , которые необходимо учитывать ». Это не требует документирования всех рисков и возможностей. Требуется только, чтобы организация документировала те риски и возможности, которые, как она определила, должны быть рассмотрены в рамках ее СЭМ с использованием любых установленных процессов оценки рисков. Какой бы метод ни использовался для документирования результатов определения этого риска, он должен учитывать изменения — в организации, ее среде и ее обязательствах по соблюдению.
СКОЛЬКО РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОЛЖНА УЧИТЫВАТЬ ОРГАНИЗАЦИЯ В РАМКАХ СВОЕЙ СЭМ?
От организации требуется определить риски и возможности, связанные с:
  • элементы его деятельности, продуктов и услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой (то есть ее аспекты);
  • ее юридические требования и другие требования, которые организация должна или хочет соблюдать (принятые обязательства по соблюдению);
  • другие вопросы и требования, выявленные им при определении контекста.
От организации не требуется выявлять риски для каждого аспекта или каждого обязательства по соблюдению или каждой другой проблемы.
Требуется только рассмотреть, существуют ли риски, которые необходимо учитывать, связанные с этими потенциальными конкретными источниками риска. При определении существенных аспектов организации необходимо определить хотя бы один риск (угрозу или возможность), чтобы продемонстрировать наличие функционирующей системы экологического менеджмента.
КОГДА ОРГАНИЗАЦИЯ СОЗДАЕТ СПИСОК РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ЧТО НУЖНО С НИМ СДЕЛАТЬ?
Требования ISO 14001:2015 взаимосвязаны. Подобно тому, как определение контекста организации, ее аспектов и ее обязательств по соблюдению требований является входом в ее определение рисков и возможностей, определение рисков и возможностей является входом в другие процессы СЭМ. Требования пункта 6.1.1 требует определения риска; пункт 6.1.4 требует разработки планов действий по рискам; и пункт 8.1 требует, чтобы эти планы действий по рискам были реализованы. ИСО 14001: 2015 также требует, чтобы организации проверяли, эффективны ли процессы системы управления, которые они установили для устранения рисков. Пункт 6.1.4 требует, чтобы организация планировала, как она будет оценивать эффективность действий, предпринятых для снижения риска. Пункт 8.1 требует, чтобы организация установила операционные критерии для своих процессов управления рисками. Пункт 9.1.1 требует, чтобы организация контролировала, измеряла, анализировала и оценивала свои экологические показатели.
Таким образом, принцип «планируй-делай-проверяй-воздействуй» (PDCA), направленный на рассмотрение важных аспектов, также применим и к экологическим рискам и возможностям.
По материалам: https://synergist.aiha.org/201511-making-sense-of-risks-and-opportuniti

ОБРАЗЕЦ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Назначение

Настоящая инструкция устанавливает порядок выявления рисков и возможностей, оценки вероятности их реализации и управления рисками и возможностями в процессе деятельности предприятия в рамках системы экологического менеджмента.

Область применения

Настоящая инструкция применяется всеми подразделениями организации, оказывающими воздействие на окружающую среду.

Термины, определения, сокращения и обозначения

Риск – влияние неопределенности.

Риски и возможности – возможные негативные влияния (угрозы) и возмож-ные благоприятные влияния (перспективы).

Остальные термины, их определения, сокращения и обозначения согласно ****.

Порядок изменений

Внесение изменений в *** производится ***  в соответствии с требованиями ***.

идентификация рисков и возможностей СЭМ

Требования

Идентификация и оценка рисков и возможностей предприятия, связанных с ее экологическими аспектами, принятыми обязательствами и другими требованиями проводится на основании анализа:

– технологической, конструкторской документации;

– проектной документации;

– установленных экологических нормативов;

– принятых обязательств;

– требований заинтересованных сторон,

– результатов мониторинга атмосферного воздуха,

– результатов мониторинга сбросов ЗВ в хозяйственную и ливневую канализации,

– данных учета в области обращения с отходами,

– инструкций по обращению с отходами,

– результатов производственного экологического контроля,

– предписаний, направляемых контрольными и надзорными органами.

В результате проведенного анализа выявляются риски и возможности, имеющие отношение к:

– экологическим аспектам,

– принятым обязательствам,

– внутренним и внешним факторам,

– заинтересованным сторонам.

Проведение оценки рисков.

Риск (Р) – мера опасности, определяется как сочетание вероятности (частоты) реализации риска (В) и потенциального ущерба (последствия) от возникновения риска (П) в баллах по формуле:

Р=ВхП

Вероятность экологического риска (события) оценивается исходя из следующих критериев:

Вероятность риска (события) / Частота реализации риска (события)

Низкая – 1 балл /Событие не имело место быть в организации более 5 лет

Средняя – 2 балла/ Событие происходило в организации в течение 5-ти последних лет

Высокая -3 балла/ Событие происходило в организации в течение последнего календарного года.

Потенциальный ущерб (последствия) оценивается исходя из следующих критериев:

Потенциальный ущерб (последствия) от риска (события) Величина ущерба (последствия)
Низкая – 1 балл Возникновение риска повлечет дополнительные затраты предприятия (платежи, штрафы, финансовые потери) < 10,0 тыс. руб. год
Средняя – 2 балла Возникновение риска повлечет дополнительные затраты предприятия (платежи, штрафы, финансовые потери) от 10 до 200 тыс. руб. год
Высокая -3 баллов Возникновение риска повлечет дополнительные затраты предприятия (платежи, штрафы, финансовые потери) ≥ 200,0 тыс. руб. год

Риск считается критичным, если его итоговая величина ≥ 3 баллов.

Мероприятия по управлению риском указываются только для критичных рисков.

Результаты идентификации и оценки рисков, возможностей выполняются в виде таблицы «Идентификация и оценка рисков и возможностей».

Таблица «Идентификация и оценка рисков и возможностей» формируется в*****, согласовывается с руководителями подразделений и утверждается ПСЭМ.

Полная актуализация таблицы «Идентификация и оценка рисков и возможностей» проводится не реже одного раза в год.

Внеплановый пересмотр таблицы «Идентификация и оценка рисков и возможностей» производится:

– при изменении технологии производства;

– при изменении применяемых материалов;

– при изменении требований природоохранного законодательства;

– при изменении принятых обязательств,

– по результатам предписаний органов государственного контроля;

– при реализации риска,

– по результатам внутренних и внешних аудитов.

Информация о рисках и возможностях и об их изменениях является исходными данными для анализа СЭМ со стороны руководства.

 

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( Пока оценок нет )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

Пример HTML-страницы
Adblock
detector