EcoProverka.ru
Назад

Сброс сточных вод на рельеф местности. Судебная практика

Опубликовано: 28.07.2021
Время на чтение: 3 мин
0
30
Сброс сточных вод на рельеф местности

Ситуация: Юридическое лицо эксплуатируют и обслуживают канализационные сети поселка (находятся на балансе городского поселения), к которым подключены бесхозные сети канализации. Канализационные сети являются неотъемлемой частью системы инженерных сетей водоотведения. Очистка сточных вод не осуществляется. Сброс сточных вод в водный объект отсутствует.

Контролирующими органами был установлен факт  заболачивания почвы земельного участка в результате сброса стоков на рельеф местности.

Вопрос: Юридическое лицо привлекают к административной ответственности. Законно ли?

Суд решил: Прием бытовых сточных вод от абонентов поселка осуществляется в канализационную сеть, состоящую на балансе Администрации городского округа.  Через канализационную насосную станцию стоки поступают в напорный канализационный коллектор. Балансодержателем канализационной сети, канализационной насосной станции и части напорного канализационного коллектора является Администрация городского округа. Согласно договорам объекты коммунальной инфраструктуры и напорный коллектор канализации переданы во временное владение и пользование юридическому лицу. При этом здания, строения и сооружения очистных сооружений канализации были полностью разрушены и в аренду указанному юридическому лицу не передавались. Администрацией городского округа не решен вопрос об организации водоотведения поселка.

Положение ст. 8 Закона N 416-ФЗ, предусматривает обязанность гарантирующей организации либо организации, осуществляющей эксплуатацию и водоотведение, осуществлять эксплуатацию и водоотведение бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, непосредственно присоединенных к эксплуатируемой канализационной сети -  в данном случае не применимо, поскольку отсутствуют доказательства того, что часть канализационной сети , в том числе очистные сооружения в установленном порядке признаны бесхозным объектом централизованной системы канализационных сетей и переданы органом местного самоуправления по передаточному акту организации, осуществляющей водоотведение стоков по эксплуатируемой на основании договора аренды канализационной сети, а именно юридическому лицу.

Следовательно, доказательств того, что у юридического лица имеется обязанность  осуществлять эксплуатацию и обслуживание бесхозных канализационных сетей, в том числе очистные сооружения, не имеется.

Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

В случае, если бы на балансе не было бесхозных канализационных сетей или передача в эксплуатацию бесхозных канализационных сетей была оформлена должным образом, то ответственность за сброс сточных вод на рельеф местности лежала бы на юридическом лице, обслуживающим указанные канализационные сети.

Потому как:

Юридическое лицо, являясь организацией, осуществляющей водоотведение в поселке, при отведении сточных вод с территории данного поселка допускает нарушение требований ст. ст. 7, 8, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении":

  • предприятие эксплуатирует канализационные сети поселка без обеспечения очистки и сброса стоков в водный объект;
  • эксплуатируя канализационные сети поселка, предприятие не производит ремонт и обслуживание подключенных к ним бесхозных сетей.

При этом доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, отсутствия возможности и наличия обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению законодательством обязанностей, не установлено и предприятием не представлено.

Таким образом, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства  было допущено не по вине юридического лица.

Кто же виновен?

Ссылаясь на положения ст. 6 Закона N 416-ФЗ, ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на устав муниципального образования, установлено, что организация на территории сельского поселения водоснабжения населения в силу закона является обязанностью администрации сельского поселения. Решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения. Однако администрацией муниципального образования не решен вопрос об организации водоотведения в поселке, допущен сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод от поселения на рельеф местности, что оказывает негативное влияние на почву, ухудшает ее плодородие, санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на соответствующей территории, создает опасность вредного воздействия среды обитания человека, что нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга граждан - жителей поселка и иных граждан, пребывающих на территории поселения, на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Сброс сточных вод на рельеф местности - ответственность.

Из диспозиции ст. 8.1 КоАП РФ следует, что данной статьей установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В данном случае получение предупреждения маловероятно, так как в результате нарушения допущено причинение вреда окружающей среде.

 

Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.
Adblock
detector