Пример HTML-страницы

Сброс сточных вод в водный объект. Статья 7.6 КоАП РФ + ущерб

Сброс сточных вод в водный объект – достаточно серьезное нарушение, за которое ваше предприятие может быть привлечено не только к административной ответственности. За данное нарушение предприятию еще и рассчитают ущерб, который, как правило, в 10 раз больше, чем сумма штрафа.

Причем нарушением считается не только сброс неочищенных сточных вод, но и сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты.

Недостаточно очищенные сточные воды – это сброшенные сточные воды после очистных сооружений с превышением нормативов ПДК загрязняющих веществ, которые установлены разрешением на сброс ЗВ в ОС.

Сброс сточных вод в водный объект законодательство

Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующего принципа – платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

статья 44 Водного кодекса Российской Федерации

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

статья 56 Водного кодекса Российской Федерации

Запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

пункт 1 часть б ст.60 Водного кодекса Российской Федерации

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

часть 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

часть 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Ущерб от сброса сточных вод

В соответствии со ст. ст.77 , 78 Федерального закона РФ от 10.01.2002. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с природоохранным законодательством ; Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды

Расчет ущерба производится на основании Методики исчисления размера вреда, утверждённой Минприроды России от 13.04.2009 № 87.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда

статья 78 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Таким образом, если ваше предприятие коснулась такая ситуация, то вам:

  1. предложат в добровольном порядке оплатить ущерб предоставим вам расчет ущерба с сопроводительным письмом;
  2. в случае неуплаты в установленный срок вашему предприятию будет предъявлен иск о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Требования к сбросу сточных вод в водный объект

Нормативы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для объектов НВОС 3 категории

судебная практика:

Из материалов дела установлено, что в процессе своей хозяйственной деятельности предприятие осуществляет сброс сточных вод в водный объект. Предприятие является ОНВОС 3 категории.

В отношении предприятия была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой по проведенным отборам сбрасываемых сточных вод выявлено в сбрасываемых предприятием  в водный объект  сточных водах фактическое значение нитрит-иона – в 2,1 раза, фосфат-иона – в 1,8 раза, железа – в 6,2 раза, марганца – в 14 раз, меди – в 4,4 раза, цинка – в 2,9 раза, превышающие норматив предельно допустимую концентрацию (ПДК), установленную приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 N 552 “Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения” (далее – Приказ Минсельхоза N 552). 

В связи с выявлением указанных нарушений предприятию было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым предприятие должно устранить нарушения, для чего – довести фактическое содержание загрязняющих веществ в указанных выше сточных водах до нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза N 552, подтвердить устранение нарушения лабораторными исследованиями сточных вод на соответствие установленным нормативам предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Не согласившись с предписанием, предприятие оспорило его в судебном порядке и проиграло.

Аргументация предприятия:

В силу пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее –  Закон N 7-ФЗ), согласно которому нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории. 

Выводы суда:

В силу пункта 2 статьи 3 Водного кодекса одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (пункт 17 статьи 1 Водного кодекса).

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Водного кодекса при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с названным Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты (пункт 2 статьи 16 названного Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу части 1 статьи 60 Водного кодекса при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со статьей 21 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ в редакции действующей на момент проверки).

Доводы предприятия о том, что в рассматриваемом случае действующее законодательство не возлагает на субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность и эксплуатирующий объект III категории, обязанность по соблюдению концентрации загрязняющих веществ в качестве самостоятельного норматива, признаны судами несостоятельными, поскольку рассматриваемые правоотношения регулируются нормами Водного кодекса, которым установлены нормативы допустимого воздействия на водные объекты и выдача разрешений на пользование водными объектами.

Действительно, согласно пункту 4 статьи 22 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Между тем согласно части 2 статьи 2 Водного кодекса нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В соответствии со статьей 37 Водного кодекса сброс сточных вод является одной из форм водопользования.

Частью 1 статьи 35 Водного кодекса установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Кодекса).

Водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами (пункт 5 части 2 статьи 39 Кодекса).

Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены Приказом Минсельхоза N 552.

В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема и забора (изъятия) из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 N 205 определение химического состава сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод должно производиться с периодическим отбором проб и производством химических анализов сточных и (или) дренажных вод.

Факт превышения ПДК в сточных водах, а именно: фактическое значение нитрит-иона – в 2,1 раза, фосфат-иона – в 1,8 раза, железа – в 6,2 раза, марганца – в 14 раз, меди – в 4,4 раза, цинка – в 2,9 раза, подтверждается экспертным заключением от 12.03.2020 N 3-в.

Такое превышение ПДК установлено относительно нормативов, регламентированных в Приказе Минсельхоза N 552.

В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”) (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса).

С учетом поименованного прямого запрета, Общество обязано соблюдать нормативы допустимых сбросов, устанавливаемые в соответствии с нормами Водного кодекса, имеющими приоритет по отношению к нормам законодательства в области охраны окружающей среды при регулировании отношений по использованию и охране водных объектов.

Суды обоснованно признали требование  о необходимости снижения названных в заключении показателей основанными на законе и фактических обстоятельствах.

Штраф за сброс сточных вод в водный объект

Ответственность сброс сточных вод в водный объект предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ:

КоАП РФ Статья 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий
 
Водопользование с нарушением его условий –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

  1. Олег Дубровин

    Наше предприятие обслуживает городские канализационные сети. Наша зона ответственности заканчивается согласно договора аренды на обслуживание сетей там, где заканчивается канализ. коллектор, т.е. примерно в центре города. Далее сточные воды попадают на рельеф, по рельефу образовался так называемый ручей, который впадает в водный объект (речка). Очистных сооружений в городе нет и не было. Попадает ли наше предприятие под статью 7.6 КоАП РФ?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Сточные воды от населения и предприятий кто принимает? Это их зона ответственности.

      Ответить
  2. Алексей

    Здравствуйте! Подскажите п. 3 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. п.2.7 СанПиН 2.1.5.2582-10. “Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта”. Нужно ли иметь СЭЗ при сбросе сточных вод очистных сооружений канализации в море? Местный Роспотребнадзор требует, а ЦА Роспотребнадзора ни чего не сказал, процитировал ФЗ и все.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый вечер. Не считаю себя знатоком санитарно-эпидемиологического законодательства.

      Ответить
  3. Алексей

    Добрый день!
    Работаю на очистных сооружениях канализации, осадок из сооружений механической очистки (осадок с первичных отстойников, активный ил) обезвоживается на иловых площадках. Иловые площадки в свою очередь расположены в непосредственной близости от водного объекта (озеро).
    Подскажите, в случае попадания данного осадка в озеро, санкции будут как за сброс неочищенных сточных вод или как то по другому?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Могут и как сброс отходов по 8.2 оштрафовать – на усмотрение иеспектора я думаю.

      Ответить
  4. Александр

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, есть какие-нибудь требования к обустройству места сброса очищенных стоков в реку?

    Ответить
  5. Елена

    Здравствуйте!Я работаю на Горводоканале. Я выставляю Абоненту за негативное воздействие на ЦСВ п.123 по декларации 1 раз в месяц и плату ЗВ по протоколам анализа 1 раз в квартал.У нас такая ситуация, Абонент (предприятие) совершил залповый сброс сточных вод, наша лаборатория в этот же день отбрала анализы, которые были очень привышены. Вопрос – по какой формуле посчитать за нарушение?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Не поняла вопроса… По какой формуле посчитать количество сбрасываемых ЗВ – по той же самой.

      Ответить
  6. Ольга Ромейкова

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, может ли быть оштрафовано предприятие за сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод в водный объект во время пусконаладки очистных сооружений (до подписании акта о вводе в эксплуатацию)?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      да

      Ответить
Пример HTML-страницы