Проведение плановых проверочных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Стоит отметить, что в 2023 году основной массе предприятий не грозят плановые контрольно-надзорные мероприятия (плановые проверки). Исключение составляют объекты контроля чрезвычайно высокого и высокого риска, опасные производственные объекты II класса опасности, гидротехнические сооружения II класса.
Категория риска
Проведение плановых проверок зависит присвоенной его деятельности категории риска. Риск-ориентированный подход применяется в отношении федерального государственного экологического надзора (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ) и регионального государственного экологического надзора.
Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Присвоенную категорию риска можно увидеть в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (только в доступе для сотрудников контрольно-надзорных органов) или на сайтах контролирующих вас органов.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе запросить у контролирующего органа информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска. Форма запроса свободная.
Установить, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11(4) настоящего постановления, в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок на 2023 год при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” и Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»
Категорию присвоенного риска необходимо знать, так как согласно пункту 1.2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:
Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.
Согласно постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2023 году плановые проверки могут быть проведены в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.
Периодичность плановых проверок
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. При этом основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлен в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.
Виды плановых проверок
Проверочные листы
При проведении плановой проверки в обязательном порядке должны быть использованы проверочные листы.
При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы (списки контрольных вопросов), разрабатываемые и утверждаемые несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
Заполненный проверочный лист в обязательном порядке должен быть приложен к акту проведения проверки.
Уведомление о проведении проверки
О проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должен быть уведомлен не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Грубые нарушения при проведении проверок
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Несоблюдение установленной периодичности проведения плановой проверки отнесено к числу грубых нарушений, влекущих признание ее результатов недействительными.
Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок , влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Несоблюдение срока уведомления о проведении проверки также отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.
На основании статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Превышение установленных сроков проведения проверки – относится к грубым нарушениям проведения проверки.
Требование представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, и изымать оригиналы таких документов, а также превышать установленные сроки проведения проверки.
Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке экспертов и экспертных организаций относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.Контролирующее лицо не вправе привлекать к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов и экспертные организации, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом, а также являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Проведение проверки без распоряжения (приказа) о ее проведении относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
Нарушение требований к представлению акта проверки относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Правила проведения плановых проверок
- Плановые проверки юридического лица (ЮЛ) проводит территориальный орган РПН, если ЮЛ находится на учете в федеральном реестре ОНВОС ( см. свидетельство о постановке на учет (актуализации) ОНВОС). Если ЮЛ постановлено на учет в региональный реестр – то в таком случае плановую проверку проводит орган исполнительной власти субъекта РФ ( обычно это региональные министерства).
- Плановая проверка ЮЛ проводится только после согласования с прокуратурой, поэтому информация о проведении в отношении Вашего ЮЛ плановой проверки должна быть в Едином реестре проверок. Данный реестр находится в свободном доступе. В реестре будет размещена вся информация, относящаяся к проверке: нарушения, предписания, привлечение к ответственности ЮЛ, должностных лиц, выполнение предписаний, суммы и оплата наложенных штрафов.
- Плановая проверка не может проводиться чаще, чем 1 раз в три года. Если Ваше ЮЛ оказалось в Едином реестре проверок – значит это условие соблюдено, так как прокуратура следит за законностью проведения проверок.
- Плановая проверка с 2018 года проводится с использованием проверочных листов. Экземпляры проверочных листов вместе с актом обязательно должны выдаваться представителю ЮЛ.
- О начале проведения плановой проверки ЮЛ обязательно должно быть уведомлено за три раб. дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа о проведении проверки. У надзорного органа должно быть подтверждение этого факта: уведомление об отправке заказного письма с датой получения ( заказное письмо должно быть направлено по юридическому адресу ЮЛ), либо копия сопроводительного письма со входящим штампом ЮЛ и проставленной датой получения.
- Сроки проведения проверки – не более 20 рабочих дней. Если подписание акта проверки состоялось на 21 рабочий день – это грубое нарушение проведения проверки, результаты которой вы сможете оспорить в судебном порядке. Поэтому никогда не подписывайте акт о проведении проверки “вчерашним числом”. Для субъектом МСП установлены другие сроки: для малого предприятия – не более 50 часов, для микропредприятия – не более 15 часов. Надо сказать, что для субъектов МСП время проверки в часах учитывает только время пребывания инспектора на территории предприятия. Сама проверка будет проводиться также в течении 20 рабочих дней.
- Основание для проведения плановой проверки – изданный приказ органа исполнительной власти о проведении проверки. В приказе в обязательном порядке должны быть указаны: –сроки проведения проверки (дата начала и дата окончания проверки), –ФИО должностных лиц и экспертов, участвующих в проведении проверки. Проверку может проводить только то лицо, которое указано в приказе. Участвовать в качестве экспертов при проведении инструментальных замеров могут участвовать только эксперты, указанные в приказе на проверку. Если в акте (протоколе) отбора проб вы увидите ФИО человека, которого нет в приказе на проверку – вы сможете оспорить результаты проведенных замеров ( причем даже не в судебном порядке, а у вышестоящего должностного лица, проводившего проверку), -наименование ЮЛ, –места осуществления фактической деятельности. Причем, если ЮЛ осуществляет свою деятельность по нескольким адресам, а в приказе на проверку указан только один адрес (два адреса) – проверка должны быть проведена только по тому месту (местам) осуществления фактической деятельности, который ( которые) указаны в приказе на проверку. Инспектор не имеет права ни зайти на площадку, не указанную в приказе на проверку, ни запросить по этой площадке документов! В приказе будет и другая информация по проверке, но то что написано выше – самое важное и должно быть соблюдено!
- Законный представитель ЮЛ в обязательном порядке должен быть ознакомлен с приказом о проведении проверки, копия приказа о проведении проверки ему должны быть вручена. О чем должна быть сделана запись в приказе законным представителем ЮЛ.
Что запрещено требовать и выполнять при проведении проверки
- проверять требования, не относящиеся к полномочиям конкретного органа исполнительной власти ( полномочия прописаны в положениях о…., имеются в консультанте);
- проводить проверку при отсутствии законного представителя предприятия или должностного лица или уполномоченного представителя;
- требовать предоставить документы, не относящиеся к проверке, проводить исследования, не относящиеся к проверке;
- в случае отбора проб в обязательном порядке должен быть составлен акт (протокол) отбора проб, один экземпляр которого передается представителю предприятия;
- запрещено требовать документы до начала проведения проверки; требовать документы, имеющиеся у органа государственного надзора.
ГОУ (3) Паспорта на отходы (11) водный объект (8) выбросы (8) категорийность (1) модуль природопользователя (1) население (3) обучение (2) отбор проб (6) отходы (40) отчеты (3) питьевая вода (3) плата за негативное воздействие (1) постановка на учет (5) программа ПЭК (3) сточные воды (6) удобрение (2) штрафы (10) экология (2)
Добрый день. А вопрос такого характера, если выписана проверка просто на предприятие? Без указания конкретных объектов для проверки?
Добрый. Значит результаты проведенной проверки вы легко сможете оспорить в суде.
Спасибо ! Интересуют нюансы проведения внеплановых проверок. На наше предприятие очень часто пишут жалобы, и как следствие – внеплановая проверка, и находят какие-нибудь нарушения. Можно ли уйти от внеплановой проверки?
Скоро я напишу статью по проведению внеплановых проверок.
Добрый вечер – подскажите. У нас последняя плановая проверка по экологии была 5 лет назад. Значит в ближайшее время к нам может прийти проверка. Где поискать информацию для подготовки к проверке? И возможно ли заранее узнать попадаем ли мы в проверку на следующий год?
Вам надо зайти на сайт – Единый реестр проверок и по ИНН поискать Ваше предприятие. Если в Едином реестре проверок – ваше предприятие отсутствует, то значит в 2019 году у вас не будет плановой проверки. Единый реестр проверок обновляется в декабре каждого года, соответственно в декабре 2019 года вы сможете увидеть – забиты ли вы в план на 2020 год. Для подготовки к проверке посмотрите – https://ecoproverka.ru/proverochnye-listy-po-ekologii/ по отходам и воздуху они вам помогут подготовиться к проверке.
Добрый день, предприятие имеет площадки и постоянные внеплановые проверки, недавно была прокурорская проверка, представитель органа предъявил удостоверение прошелся по объекту и сфотографировал места накопления отходов. на площадке в тот момент находился сторож. правомерные ли его действия? за день до проверки пришло решение о проведении проверки.
Добрый вечер. Да, абсолютно правомерны. Прокурорские проверки проводятся не по 294 ФЗ. Если сделал фотографии, значит зафиксировал какие-то нарушения. Готовьтесь к штрафам. Но, насколько я знаю в нашем регионе обычно прокуратура штрафует только должностные лица, поэтому штрафы будут небольшими.
Поделюсь опытом, скорее печальным: в прошлом году мы стояли в плане плановых проверок, больше нигде информации о проверке не было, не приехали. На этот год опять оказались в плане проверок – проверка будет. Пока не расписался за получение письма из РПН информации о проверке не было НИ ГДЕ! Госуслуги, кабинет юрлица – нет, прокуратура – нет. Как только расписался за письмо – проверка тут же везде отобразились, прям на следующий день мы эту проверку увидели – везде. Вот такая петрушка.
Людмила, вопрос: расписался за письмо с информацией о проверке 17.02, вечером. Проверка с 19.02 по 19.03. То есть, письмо я получил (меня уведомили?) за 2 дня до даты начала проверки. Является ли это нарушением при проведении проверки? Параллельно звонили с почты, пытались вручить телеграмму, на месте меня не нашли, телеграмму не получил до сих пор.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;
Получается что за 2.
Ок, если я пущу в дело это грубое нарушение, отменю результаты проверки, дальнейшие действия РПН? Эта проверка, не смотря на грубое нарушение, учтется в формуле “1 проверка в 3года” и в следующий раз ждать проверку в 2023г или РПН просто выпишет еще 1 приказ на еще одну проверку через 2 недели или 2 месяца?
Я же не могу прогнозировать действия РПН, которые зависят и от личных качества инспектора и руководства. Проверка то зачтется вам. Но, вы подаете кучу отчетов в РПН – и если инспектор грамотный, то он может из отчетов вытащить нарушение, далее – административное расследование с вытекающими. Я считаю, что ссорится с гос. органами, которые вас контролируют себе дороже. Внеплановая проверка у вас может быть хоть 2-3 раза в год, но она должна быть согласована прокуратурой. А прокуратура без оснований не согласует. Прокурорская проверка у вас может быть хоть каждые 2 месяца. РПН с прокуратурой активно взаимодействуют, если что.
Людмила, а вы не в курсе, что грозит инспектору (проверяющему РПН) за такую ситуацию, когда со стороны проверяющего (со стороны РПН) было допущено такое грубое нарушение проверки?
Добрый день. Думаю ничего не грозит. У инспекторов РПН смешная зарплата чтобы бояться потерять работу. Вы в суде просто можете попробовать отменить результаты проверки. Инспектору грозить не надо.