Правила проведения плановых проверок

Плановые проверки юридических лиц проводятся на основании:

Правила проведения плановых проверок

Далее в статье расскажу своими словами правила проведения плановых проверок, которые в обязательном порядке должны соблюдаться надзорными органами. В противном случае — результаты проверки могут быть обжалованы юридическим лицом в суде.

Правила проведения плановых проверок

  • Плановые проверки юридического лица (ЮЛ) проводит территориальный орган РПН, если ЮЛ находится на учете в федеральном реестре ОНВОС ( см. свидетельство о постановке на учет (актуализации) ОНВОС). Если ЮЛ постановлено на учет в региональный реестр — то в таком случае плановую проверку проводит орган исполнительной власти субъекта РФ ( обычно это региональные министерства).
  • Плановая проверка ЮЛ проводится только после согласования с прокуратурой, поэтому информация о проведении в отношении Вашего ЮЛ плановой проверки должна быть в Едином реестре проверок. Данный реестр находится в свободном доступе. В реестре будет размещена вся информация, относящаяся к проверке: нарушения, предписания, привлечение к ответственности ЮЛ, должностных лиц, выполнение предписаний, суммы и оплата наложенных штрафов.
  • Плановая проверка не может проводиться чаще, чем 1 раз в три года. Если Ваше ЮЛ оказалось в Едином реестре проверок — значит это условие соблюдено, так как прокуратура следит за законностью проведения проверок.
  • Плановая проверка с 2018 года проводится с использованием проверочных листов. Экземпляры проверочных листов вместе с актом обязательно должны выдаваться представителю ЮЛ.
  • О начале проведения плановой проверки ЮЛ обязательно должно быть уведомлено за три раб. дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа о проведении проверки. У надзорного органа должно быть подтверждение этого факта: уведомление об отправке заказного письма с датой получения ( заказное письмо должно быть направлено по юридическому адресу ЮЛ), либо копия сопроводительного письма со входящим штампом ЮЛ и проставленной датой получения.
  • Сроки проведения проверки — не более 20 рабочих дней. Если подписание акта проверки состоялось на 21 рабочий день — это грубое нарушение проведения проверки, результаты которой вы сможете оспорить в судебном порядке. Поэтому никогда не подписывайте акт о проведении проверки «вчерашним числом». Для субъектом МСП установлены другие сроки: для малого предприятия — не более 50 часов, для микропредприятия — не более 15 часов. Надо сказать, что для субъектов МСП время проверки в часах учитывает только время пребывания инспектора на территории предприятия. Сама проверка будет проводиться также в течении 20 рабочих дней.
  • Основание для проведения плановой проверки — изданный приказ органа исполнительной власти о проведении проверки. В приказе в обязательном порядке должны быть указаны: сроки проведения проверки (дата начала и дата окончания проверки), —ФИО должностных лиц и экспертов, участвующих в проведении проверки. Проверку может проводить только то лицо, которое указано в приказе. Участвовать в качестве экспертов при проведении инструментальных замеров могут участвовать только эксперты, указанные в приказе на проверку. Если в акте (протоколе) отбора проб вы увидите ФИО человека, которого нет в приказе на проверку — вы сможете оспорить результаты проведенных замеров ( причем даже не в судебном порядке, а у вышестоящего должностного лица, проводившего проверку), -наименование ЮЛ, —места осуществления фактической деятельности. Причем, если ЮЛ осуществляет свою деятельность по нескольким адресам, а в приказе на проверку указан только один адрес (два адреса) — проверка должны быть проведена только по тому месту (местам) осуществления фактической деятельности, который ( которые) указаны в приказе на проверку. Инспектор не имеет права ни зайти на площадку, не указанную в приказе на проверку, ни запросить по этой площадке документов! В приказе будет и другая информация по проверке, но то что написано выше — самое важное и должно быть соблюдено!
  • Законный представитель ЮЛ в обязательном порядке должен быть ознакомлен с приказом о проведении проверки, копия приказа о проведении проверки ему должны быть вручена. О чем должна быть сделана запись в приказе законным представителем ЮЛ.

Что запрещено требовать и выполнять при проведении проверки

  • проверять требования, не относящиеся к полномочиям конкретного органа исполнительной власти ( полномочия прописаны в положениях о…., имеются в консультанте);
  • проводить проверку при отсутствии законного представителя предприятия или должностного лица или уполномоченного представителя;
  • требовать предоставить документы, не относящиеся к проверке, проводить исследования, не относящиеся к проверке;
  • в случае отбора проб в обязательном порядке должен быть составлен акт (протокол) отбора проб, один экземпляр которого передается представителю предприятия;
  • запрещено требовать документы до начала проведения проверки; требовать документы, имеющиеся у органа государственного надзора.

Грубые нарушения проверки

Проверка, проведенная с грубыми нарушениями подлежит отмене вышестоящим должностным лицом или судом. К грубым нарушениям относятся:

  • в случае несоблюдения срока уведомления о начале проведения проверки;
  • в случае, если надзорный орган привлек в качестве экспертной организации — лабораторию, не имеющую аттестат аккредитации;
  • в случае, если проверка превысила допустимые сроки;
  • в случае, если проверка была проведена в отсутствии приказа о проведении проверки;
  • в случае, если представителю предприятия не был предоставлен акт о проведении проверки;
  • в случае, если к проверке была допущена лаборатория, с которой у предприятия заключен договор на проведение каких-либо работ. Именно поэтому, надзорные органы просят предприятие расторгнуть договоры с лабораторией, которую они привлекают в качестве экспертной организации для проведения проверки.

Вот и все основные моменты, которые должностные лица, участвующие при проведении проверки должны знать.

Если есть вопросы, то прошу их задавать в комментариях!

Лисичникова Людмила

ГОУ (3) Паспорта на отходы (1) водный объект (3) выбросы (4) модуль природопользователя (7) обучение (2) отходы (22) отчеты (5) питьевая вода (3) плата за негативное воздействие (1) постановка на учет (2) программа ПЭК (2) сточные воды (3) удобрение (4) штрафы (8)

 

Комментарии
  • Никита
    Ответить

    Добрый день. А вопрос такого характера, если выписана проверка просто на предприятие? Без указания конкретных объектов для проверки?

    • Людмила Лисичникова
      Ответить

      Добрый. Значит результаты проведенной проверки вы легко сможете оспорить в суде.

  • Лёля
    Ответить

    Спасибо ! Интересуют нюансы проведения внеплановых проверок. На наше предприятие очень часто пишут жалобы, и как следствие — внеплановая проверка, и находят какие-нибудь нарушения. Можно ли уйти от внеплановой проверки?

    • Людмила Лисичникова
      Ответить

      Скоро я напишу статью по проведению внеплановых проверок.

  • Сергей Дударев
    Ответить

    Добрый вечер — подскажите. У нас последняя плановая проверка по экологии была 5 лет назад. Значит в ближайшее время к нам может прийти проверка. Где поискать информацию для подготовки к проверке? И возможно ли заранее узнать попадаем ли мы в проверку на следующий год?

    • Людмила Лисичникова
      Ответить

      Вам надо зайти на сайт — Единый реестр проверок и по ИНН поискать Ваше предприятие. Если в Едином реестре проверок — ваше предприятие отсутствует, то значит в 2019 году у вас не будет плановой проверки. Единый реестр проверок обновляется в декабре каждого года, соответственно в декабре 2019 года вы сможете увидеть — забиты ли вы в план на 2020 год. Для подготовки к проверке посмотрите — https://ecoproverka.ru/proverochnye-listy-po-ekologii/ по отходам и воздуху они вам помогут подготовиться к проверке.