Пример HTML-страницы

Санитарно-защитная зона предприятия. СЗЗ

  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 14.12.2021 г. № 37 «отменило отмену» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СанПиН 2.1.4.1110-02, продлив их статус до 01.01.2025 г.;
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СанПиН 2.1.4.1110-02 попали в перечень документов, на которые не распространяется «регуляторная гильотина» – этот перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2467 (редакция от 31.12.2021 г.).

Санитарно-защитная зона предприятия и её соблюдение – эта больная тема не только для предприятий, но и для жителей, домовладения которых в силу разных обстоятельств оказались как раз в СЗЗ или на границе СЗЗ.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

пункт 3 статьи 16 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”

СЗЗ

Санитарно-защитная зона предприятия – СанПиН

Санитарная классификация организаций устанавливается СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (документ действующий).

СЗЗ

Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222.

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

пункт 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Таким образом, требование по установлению санитарно-защитной зоны  в вышеуказанном СанПиН распространяются практически на все предприятия (строящиеся, эксплуатирующиеся) при условии, что они являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. за пределами площадки имеется превышение 0,1 ПДК и/ ПДУ.

При этом работы по установлению СЗЗ дифференцированы в зависимости от санитарной классификации предприятия.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222 в отношении указанных объектов возникает требование:

Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Для объектов, вводимых в эксплуатацию:

В случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, в течении года с даты вступления в силу указанного Постановления предприятия, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (действующие и вводимые в эксплуатацию) обязаны:

  • провести замеры (только для действующих предприятий)

Исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) проводятся в контрольных точках и по показателям воздействия, порядок определения которых устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Результаты указанных исследований и измерений в срок не более одного месяца со дня их проведения направляются лицом, обеспечившим их проведение, в уполномоченный орган.

пункт 12 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222

  • подать заявление об установлении СЗЗ

К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

а) проект санитарно-защитной зоны;

Что должен содержать проект санитарно-защитной зоны?

Проект санитарно-защитной зоны содержит:

1) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;

2) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);

3) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

4) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны;

5) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте “б” пункта 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российский Федерации от 3.03.2018 № 222, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

пункт 14 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222

  • получить решение об установлении СЗЗ – в течении 15 рабочих дней с даты подачи заявления Роспотребнадзор должен принять решение об установлении СЗЗ и направить решение заявителю.

Форма заявления об установлении санитарно-защитной зоны.

alt:Заявление об установлении санитарно-защитной зоны.pdfЗаявление об установлении санитарно-защитной зоны.pdf

Далее в течении 2-ух лет предприятиям дается время на:

Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

В решении об установлении СЗЗ должна содержаться следующая информация:

а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона предприятия, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта);

б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны:

в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:

1) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;

2) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления.

пункт 5, пункт 18 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222

Санитарно-защитная зона предприятия и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

пункт 25 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222

И самое важное:

Со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении санитарно-защитной зоны.

пункт 30 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222

Если бы это Постановление приняли намного ранее, сейчас бы не было многочисленных жалоб и недовольства населения из-за того, что их дома находятся “бок о бок” с предприятиями.

Тут возникает интересный момент – реконструкция этих домов (объектов капитального строительства) тоже получается запрещена? Ведь размещение жилой застройки в СЗЗ это один из запретов этого Постановления…

Санитарно-защитная зона в зависимости от класса опасности объекта

Санитарно-защитная зона. Класс опасности предприятия

При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест, проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.

Санитарно-защитная зона

Таким образом, можно сделать вывод, что:

для объектов и производств 1, 2 класса опасности необходимо:

  • разработать проект санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
  • пройти экспертизу проекта санитарно-защитной зоны;
  • провести оценку риска здоровью населения. 

для объектов и производств 3, 4 и 5 класса опасности необходимо:

  • разработать проект санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.). Обратите внимание – уже без подтверждения физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
  • пройти  экспертизу проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

СЗЗ

Санитарно-защитная зона – срок установления

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 “Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон” (далее – Постановление N 222), правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
 
В соответствии с частью 14 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 342-ФЗ), если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 01.01.2022 либо не установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 01.01.2025, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.
Согласно части 13 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ, с 01.01.2022 определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 01.10.2021 обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне

Разъяснения Роспотребнадзора:

С 1 января 2020 года ранее определенные ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны (далее – СЗЗ) прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Таким образом, ранее разработанные проекты СЗЗ без последующего установления СЗЗ после 1 января 2020 года не действуют.

Согласно Федеральному закону собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в Роспотребнадзор с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222 утверждены правила установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, а также правила изменения и прекращения существования СЗЗ.

СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками воздействия на среду обитания человека (химического, физического, биологического) в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (ПДК и (или) ПДУ).

В соответствии с п.2 постановления правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 15.03.2018, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор заявление об установлении санитарно-защитной зоны. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

В соответствии с п.3 постановления, в случае если до 15.03.2018 выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению СЗЗ, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Роспотребнадзор заявление об установлении (изменении) СЗЗ.

В соответствии с п.6 правил, при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство должен представить в Роспотребнадзор заявление об установлении санитарно-защитной зоны.

Указанным постановлением установлено, что сведения о создании СЗЗ вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а сама СЗЗ считается установленной со дня внесения соответствующих сведений.

Со дня установления СЗЗ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям.

Если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2022 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года, за исключением случаев:
– собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне;
– зоны охраны объектов культурного наследия, в отношении которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлены защитные зоны объектов культурного наследия, должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2022 года.

Внесение записи о СЗЗ в ЕГРН

В соответствии с 25. Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. №222 санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Для того, чтобы Управление Роспотребнадзора после получения копии разрешения на строительство могло направить информацию об установленной санитарно-защитной зоне в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  для принятия решения о наложении ограничения на землепользование через внесение сведений в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации предприятию, после получения решения Главного государственного санитарного врача  об установлении санитарно-защитной зоны, необходимо будет в кратчайшие сроки представить в Управление дополненное и откорректированное графическое описание местоположения границ СЗЗ и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в электронном виде (xml-файл) с внесенными в него в соответствии с требованиями установленными Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2009 года № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» изменениями связанными с принятием решения об установлении санитарно-защитной зоны.

В связи с вышеуказанным Управление рекомендует включать в договор с организациями или физическими лицами, выполняющими для предприятия техническое сопровождение и (или) составление карты (плана) санитарно-защитной зоны объекта, пункт о завершении и приемке выполненных работ только в случае подтверждения факта внесения сведений об установленной санитарно-защитной зоне в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации.

Судебная практика по установлению зоны СЗЗ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА // ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2021 г. по делу N А40-82218/20
 
Согласно предписанию обществу предписано установить окончательные размеры санитарно-защитной зоны для филиалов и их структурных подразделений.
 
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
 
Санитарно-защитная зона – это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в том числе, путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (статья 12 Федерального закона N 52-ФЗ).
Специальная территория санитарно-защитной зоны с особым режимом использования, обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения, при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В силу статьи 8 Федерального закона N 52-ФЗ, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, юридические лица обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
Не установление заявителем санитарно-защитной зоны создает угрозу жизни и здоровью людей.
Основные правила, определяющие порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон установлены санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с пунктом 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 “Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон” (далее – Постановление N 222), правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
 
В соответствии с частью 14 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 342-ФЗ), если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 01.01.2022 либо не установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 01.01.2025, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.
Согласно части 13 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ, с 01.01.2022 определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 01.10.2021 обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум. вибрация. ЭМП и другое): установленная (окончательная) – на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали обществу в удовлетворении заявленных требований, указав, что ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные и окончательная – это разные виды санитарно-защитной зоны, а предписанием обществу предписано установить окончательные размеры санитарно-защитной зоны, а не ориентировочные либо расчетные (предварительные).
Суды отклонили ссылку общества на положения части 13 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ.
 
Вместе с тем, суды установили, что общество не исполняет свою обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, нарушая требования законодательства, в пределах санитарно-защитной зоны построены помещения, предназначенные для проживания людей.
 
Людмила Лисичникова
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

  1. Наталья

    Добрый день. Вчера получили ответ на Заявление об установлении СЗЗ от Роспотребнадзора Российской Федерации. О том, что по результатам предоставленных материалов (проект СЗЗ, Сан-эпид заключение на проект, 30-дневные натурные исследования по границе предприятия , сан-эпид экспертиза этих наблюдений) превышение негативных химических и физических воздействий за контуром объекта отсутствует, поэтому установление СЗЗ для нашего предприятия (мы – научно-исследовательский институт) действующим законодательством не предусмотрено.
    Местный Роспотребнадзор сказал что лучше бы они прислали хоть какое “Решение об установлении СЗЗ”. А такой ответ они первый раз видят.
    Вопрос собственно такой – необходимо ли нам подводить ежегодные замеры в СЗЗ химических и физических факторов по розе ветров. В проекте СЗЗ в плане графике указаны предложение – зо-дневные исследования ( без указания периодичности). И измерение шума 1 раз в год. Илит раз у нас нет СЗЗ, то и контроль проводить не надо?
    В программе производственного экологического контроля у нас только контроль нормативов ПДВ на источниках выбросов в соответствии планом контроля проекта ПДВ.

    Ответить
    1. Ирина Гусева

      Наталья, добрый день!

      Подскажите, пожалуйста, а где Вы получали сан-эпид экспертизу натурных наблюдений?
      Нам просто как раз тоже надо подавать решение об установлении и, прочитав, какие документы для этого нужны, я поняла, что у нас есть сам проект СЗЗ, сан-эпид заключение на него, есть отчёт по натурным наблюдениям, но сан-эпид заключения на них нет…
      Кто его выдаёт?

      Ответить
  2. Елизавета

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, разработан проект СЗЗ, но не подтверждён Роспотребнадзором, по причине того, что не правильно указан кадастровый номер. Возникла проблема с установлением номера по причине того, что территория взята в аренду и делится с другим предприятием, но документальных разделений территории нет, и «соседи» плохо идут на контакт на тему разделения кадастров. Но вопрос в другом, как можно избежать вопросов от надзорных органов по этому поводу? Проверка уже в ноябре.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Именно Роспотреб проверяет в ноябре? Ну есть обязанность: до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон. Поэтому я думаю избежать нарушения не удастся. Но очень многое в проверке решает человеческий фактор инспектора.

      Ответить
      1. Елизавета

        Будет проверять Росприроднадзор в ноябре.

        Ответить
        1. Людмила Лисичникова автор

          В проверочных листах РПН посмотрите – проверяют ли они СЗЗ. Вообще это вотчина Роспотребнадзора.

          Ответить
  3. Екатерина

    Добрый день!
    Людмила будьте так любезны, помогите разобраться с вопросом СЗЗ. Наша организация в стадии установления границ земельного участка, объект 3 категории действующий. возможно ли без этих данных разработать проект и поставить на кадастр?

    Ответить
Пример HTML-страницы