EcoProverka.ru
Назад

Строительство и экология - НПА

Опубликовано: 19.04.2020
Время на чтение: 14 мин
0
182

Строительство и экология. Какие требования предъявляются к строящимся и реконструируемым объектам?

Проектная документация на соответствие экологическим требованиям при строительстве объектов

В соответствии с частью 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) на ввод объекта в эксплуатацию (строительство и реконструкция объектов капитального строительства) необходимо получение разрешения на ввод в эксплуатацию.

Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию необходимо в т.ч. :

заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Кодекса;

Государственный строительный надзор  осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 54 Кодекса.

Согласно положениям ст. 1289303644474855 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу положений ст. 51 ГрК РФ и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные ст. 51 названного кодекса документы.

Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте следующих объектов:

1) объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов;

2) жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) утратил силу;

4) отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

5) отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

6) буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Пунктом 1  статьи 47 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка.

В состав проектной документации объектов капитального строительства входит пояснительная записка, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями.

В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Согласно ч. 1 ст. 47 ГрК РФ не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Требования экологического законодательства при вводе объектов в эксплуатацию

Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства ФЗ " Об охране окружающей среды"
 
1. Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
2. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с настоящим Федеральным законом.
 
3. Не допускается выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.

Если разрешения на строительство объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, выданы до 1 января 2019 года, требования пункта 2 статьи 38 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не применяются.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352  "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки":

На реконструируемых или вновь строящихся объектах ОНВ для ИЗАВ, которые функционируют только в период строительства или реконструкции и в дальнейшем будут ликвидированы, присваиваются номера, начиная с 5501 для организованных ИЗАВ, и, начиная с 6501 - для неорганизованных ИЗАВ.

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

2. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха, в том числе полученный по результатам проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

4. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти.

5. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.

6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технологических нормативов выбросов и (или) предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

В пункте 6 комментируемой статьи устанавливается важное правило, касающееся новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При вводе их в эксплуатацию должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Данное положение адресовано двум субъектам: собственнику (владельцу) объекта и государственным органам, участвующим в процедуре принятия данного объекта в эксплуатацию. Прежде всего, собственнику (владельцу) важно знать о том, что если он не обеспечит строительство объекта в соответствии с требования законодательства об охране атмосферного воздуха, в частности, если не будет обеспечено соблюдение (непревышение) технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух, то объект не будет допущен к эксплуатации.

С другой стороны, ответственность за соблюдение требования этой статьи несут государственные органы, участвующие в процедуре принятия объекта в эксплуатацию. Важно подчеркнуть, что речь идет о юридической ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими актами. При принятии решения о вводе предприятия (иного объекта) в эксплуатацию они должны в соответствии с данной статьей проверить, в какой степени на нем обеспечено соблюдение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.

Данное положение статьи 16 следует оценивать с точки зрения важности вопроса о месте расположения предприятия и иного объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на состояние атмосферного воздуха. При принятии решения о размещении объекта учитываются многие факторы, в том числе господствующее направление ветра в данной местности, наличие других источников загрязнения атмосферного воздуха, сейсмо-, лавиноопасность и другие опасности стихийных бедствий и иное.

Одной из гарантий того, что решение вопроса о размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами, может служить положение Федерального закона "Об экологической экспертизе" об обязательном представлении на государственную экологическую экспертизу положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами (ст. 14). При отсутствии таких согласований государственный орган управления организацией и проведением государственной экологической экспертизы не вправе принять на экспертизу документы.

8. Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.

Статья 30. Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники

  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

И еще:

  1. При планировании строительства объектов 1 и 2 категорий в рамках оценки воздействия на окружающую среду, также необходимо сделать расчет нормативов допустимых выбросов.
  2. В течении 2 лет после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должна быть проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в АВ.

Постановка на учет строящихся объектов (строительных площадок)

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее – Критерии) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (утратил силу с 01 января 2021 г.). В соответствии с указанными Критериями осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделе  I, II и IV  разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенных в IV разделе Критериев, является критерием отнесения объекта НВОС к III категории. В соотвествии с письмом министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации  от 06 июня 2019 г. № 12-47/12871 до внесения  изменений в нормативные правовые акты  по постановке на учет строящихся объектов (строительных площадок), таким объектам целесообразно присваивать  III категорию.

С  01 января 2021 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», в котором урегулирован вопрос присвоения категории объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно подпункта 3 пункта 6 раздела III  Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III  и IV категорий критерий отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории – осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду  хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев.

Согласно пункта 11 раздела IV  Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III  и IV категорий критерий отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории – осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью менее 6 месяцев.

Расчет нормативов допустимых выбросов для строящихся объектов

Согласно пункта 5 Приказа Минприроды России от 11.08.2020 N 581 "Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух":

Для планируемых к строительству объектов ОНВ предельно допустимые выбросы рассчитываются при проведении оценки воздействия на окружающую среду.

ПИСЬМО от 15 апреля 2021 г. N 12-50/4954-ОГ "О ПОСТАНОВКЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ" 

Минприроды России в рамках своей компетенции рассмотрело обращение о постановке на государственный учет объектов, на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства, и сообщает.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объектов НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 (далее - Критерии).
Согласно подпункту 3 пункта 6 Критериев объекты НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев, относятся к объектам НВОС III категории.
В соответствии с пунктом 11 Критериев объекты НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объектов капитального строительства продолжительностью менее 6 месяцев, относятся к объектам НВОС IV категории.

Постановка объектов НВОС на государственный учет осуществляется в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 (далее - Правила).

В соответствии со статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах НВОС, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов НВОС.

Форма заявки о постановке на государственный учет объекта НВОС утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554. Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" раздел "Проект организации строительства" проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также на линейные объекты капитального строительства, должен содержать, в том числе обоснования принятой продолжительности строительства, и для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения - календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, с выделением этапов строительства).

Учитывая изложенное, полагаем, что продолжительность строительства определяется соответствующей проектной документацией на объекты капитального строительства.

Для объектов НВОС, на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства, в заявке о постановке на учет в качестве даты ввода объекта в эксплуатацию целесообразно указывать дату выдачи разрешения на строительство, а в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, дату утверждения проектной документации.

Отдельно отмечаем, что после завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию согласно пункту 29 Правил при актуализации учетных сведений об объекте НВОС на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Пунктом 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ определены сведения об объектах НВОС в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями которых сведения об объектах НВОС подлежат актуализации.

Пунктом 7 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ установлен срок предоставления сведений о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, и об изменении места нахождения объекта НВОС.
Срок предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией иных сведений, указанных в пункте 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, законодательством Российской Федерации не определен.
Дополнительно сообщаем, что деятельность по строительству объекта капитального строительства завершается при получении разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В Интернете появилось письмо- разъяснение по постановке на учет строящихся объектов, можете скачать.

 

 

alt:Постановка на учет строящихся объектов.pdfПостановка на учет строящихся объектов.pdf

Проектирование или строительство объектов централизованных систем водоотведения

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 891 утверждены Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее - Правила).

Инвентаризация сбросов проводится в целях определения перечня загрязняющих веществ, по которым рассчитываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации (п. 2 Правил).

Перечень загрязняющих веществ может состоять из всех загрязняющих веществ приложения № 1 Правил, а также загрязняющих веществ, не указанных в приложении № 1 , но содержащихся в сбрасываемых сточных водах и перечисленных в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды - при условии, что в настоящее время фактический сброс сточных вод в водный объект не осуществляется (проектирование или строительство объектов централизованных систем водоотведения) или осуществляется  менее чем в течение 12 календарных месяцев подряд.

Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.
Adblock
detector