Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Содержание:
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - это обязательная процедура для ОНВОС 1, 2 ,3 ,4 категорий, т.е. для всех объектов негативного воздействия, которые имеют стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация выбросов это сложный документ, основу которого составляют расчеты выбросов ЗВ, анализ технологических процессов предприятия , определение количественных и качественных характеристик ИЗА, установление характеристик источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ, обследование ГОУ. Поэтому проведение инвентаризации стационарных и передвижных источников выбросов лучше доверить профессионалам. У меня на сайте есть образец отчета по инвентаризации источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ - здесь.
В ходе инвентаризации проводятся следующие мероприятия:
- проведено обследование территории ОНВОС;
- проведен анализ проектной документации ОНВОС; деятельности и используемых технологий производства; данных предыдущей инвентаризации выбросов; результатов производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;
- определены сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (ИВ), и выявлены все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества;
- систематизированы сведения о пространственном размещении ИЗАВ на объекте ОНВ;
- изучены условия эксплуатации установок очистки газа (ГОУ);
- установлены типы (организованный, неорганизованный), виды (точечный, линейный, площадной), наименование (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики ИЗАВ (длина, ширина, высота, при наличии устья - вид и размеры устья источника);
- определены координаты стационарных ИЗАВ;
- определены показатели выбросов, в том числе установлены качественный и количественный состав выбросов с учетом всех ЗВ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определены показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса).
Поэтому, перед проведением инвентаризации необходимо издать приказ "О проведении инвентаризации источников выбросов на ****", в соответствии с которым будут назначены ответственные лица за предоставление достоверных данных, необходимых для проведения инвентаризации выбросов.
Раньше (до 2019 года) результаты инвентаризации использовались для разработки проекта нормативов допустимых выбросов (ПДВ).
Начиная с 2019 года результаты инвентаризации источников и выбросов ЗВ это основа:
- расчетов нормативов допустимых выбросов (НДВ);
- постановки на государственный учет объектов негативного воздейтвия на ОС;
- разработки программы ПЭК;
- получения КЭР - комплексного экологического разрешения;
- оформления декларации о воздействии на окружающую среду;
- разработки плана мероприятий по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеоусловий (НМУ).
Это очень важно!
Неправильно проведенная инвентаризация влечет подачу недостоверных сведений при постановке на учет объекта негативного воздействия на ОС или проведении актуализации сведений об ОНВОС. От полученной категории ОНВОС зависит и комплект документов, необходимый для соблюдения природоохранного законодательства в дальнейшем.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов в атмосферу
Статья 22. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в атмосферу)
1.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.2. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 № 96-ФЗ
3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
4. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С 01.03.2022 - не действует:
Порядок, утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (далее-Порядок).
Начало действия документа - 01.03.2022, срок действия документа ограничен 1 марта 2028 года:
Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки".
- Как видите: проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ необходимо не только для стационарных, но и передвижных источников. Что такое стационарный и передвижной источник выброса мы говорили здесь.
- После выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта у предприятия есть два года на проведение инвентаризации источников выбросов.
Новый порядок проведения инвентаризации выбросов, утвержденный приказом № 871 отличается от приказа № 352 конкретикой в отношении выбросов от передвижных источников.
По передвижным источникам можно прочитать здесь.
Ниже вы можете просмотреть изменения, принятые 871 приказом ( они подсвечены серым цветом):
Сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных
Инвентаризация проводится в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (дополненное и переработанное), ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г.
Согласно Приказа от 19 ноября 2021 г. № 871:
Документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком.
В случае, если для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не соответствует требованиям Порядка, такая документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка и утверждена в срок не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего приказа.
Несмотря на то, что согласно части 3 статьи 22 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" - изменение требований к порядку проведения инвентаризации является основанием для проведения корректировки инвентаризации, если инвентаризация Вашего объекта НВОС соответствует требованиям Приказа Минприроды № 871, то необходимости в проведении корректировки инвентаризации нет.
Из анализа приказа Минприроды № 871 можно сделать вывод, что инвентаризация соответствует требованиям, если у ОНВОС отсутствует на балансе автотранспортные средства.
Таким образом, если у вашего объекта негативного воздействия на ОС есть на балансе транспортные средства, то корректировка инвентаризации обязательна.
Исключение:
Хозяйствующий субъект вправе не учитывать выбросы передвижных ИЗАВ в случае, если на объекте ОНВ не осуществляется промышленное производство и если на объекте эксплуатируются исключительно легковые автомобили и (или) автобусы для перевозки людей в количестве не более двадцати единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более трех единиц в день.
За результат проведенной инвентаризации ответственность несет только предприятие, а не разработчики, так же как и за её корректировку.
По результатам инвентаризации предприятием должен быть издан приказ о назначении ответственных лиц с целью своевременной корректировки инвентаризации источников выбросов:
- в случае изменения технологического процесса, в результате которого произошло изменение выбросов ВЗВ в АВ ( появились новые источники или загрязняющие вещества), изменения в оснащении ГОУ, изменения объемов производства;
- в случае выявления неучтенных ранее источников и выбросов ВЗВ в АВ;
- в случае проведения реконструкции ГОУ, в результате чего произошли изменения по выбросам от ГОУ.
Корректировка инвентаризации проводится в течении одного года с даты возникновения изменений ( см. выше.) Предприятие может решить провести новую инвентаризацию.
Подробнее о корректировке инвентаризации читаем здесь.
Не забываем, что после инвентаризации (корректировки) необходима актуализация ОНВОС.
Инвентаризация на объектах ОНВОС вводимых в эксплуатацию проводится - в течении 2-ух лет после получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Поставить на учет ОНВОС вы должны в течение полугода с момента начала эксплуатации объекта и на этот момент - инвентаризация у объекта должна быть.
Инвентаризация выбросов на объектах, взятых в аренду
Данные объекты не вводятся осуществляющей деятельность организацией в эксплуатацию, эксплуатируются на основании договоров аренды, значит у них нет разрешения на ввод в эксплуатацию.
Значит срок проведения инвентаризации в два года - не распространяется на такие объекты.
После проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Если в результате инвентаризации установлено, что суммарное количество выбросов ЗВ не превышает 10,0 т/год при этом отсутствуют в выбросах ЗВ 1, 2 класса опасности — то ваш объект относится к 4 категории ОНВОС, следовательно расчет нормативов допустимых выбросов ЗВ в АВ для объекта производить не нужно!
Если ваш объект НВОС относится к 3-ей категории, то расчет нормативов допустимых выбросов ЗВ в АВ делается только для веществ 1, 2 класса опасности.
Если ваш объект НВОС относится к 2-ой категории, то расчет нормативов допустимых выбросов ЗВ в АВ делается только для всех загрязняющих веществ.
Более подробно о критериях постановки на учет ОНВОС читаем здесь.
Организации, занимающиеся инвентаризацией источников выброса загрязняющих веществ
Для проведения инвентаризации выбросов необходимо нанимать специализированную организацию, желательно чтобы в составе была аккредитованная лаборатория.
Стоимость инвентаризации источников выбросов в атмосферный воздух зависит от количества источников.
Инвентаризация источников выбросов- штраф
В КоАП РФ в настоящее время нет статьи за нарушение - отсутствие инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и источников.
Поэтому, для применения возможна только статья 8.1 КоАП РФ, согласно которой минимальная мера наказания - предупреждение.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - образец
Настоящий отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ООО " ****" устанавливает количество источников и уровень загрязнения ими окружающей среды вокруг действующего предприятия в соответствии с требованиями Законов РФ и санитарными нормативами на территории жилой зоны. Инвентаризация проведена на основании следующих нормативных документов :
1. Закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", М, 2002.
2. Закон РФ от 2I.07.2014 №219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", М, 2007.
3. Закон РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ " Об охране атмосферного воздуха", М, 1999.
4. Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 " Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировке ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки.
5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, С-П, 2012.
6. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух, С-П, 2015.
7. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом), М, 1998.
8. Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показателей), СПБ, 2015.
9. Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 т пара в час или менее 20 Гкал в час", М, 1999.
10. Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников промышленности строительных материалов, Новороссийск, 1989.
12. Временные методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ (пыли) в атмосферу при складировании и перегрузке сыпучих материалов на предприятиях речного флотa, Белгород, 1992.
13. Приказ МПР РФ от 25.О7.2011г. № 650.
14. СанПиН 2.2.Il2.L1.1200-03. Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий.,сооружений и иных объектов. Новая редакция, М,2007.
Общие сведения о хозяйствующем субъекте
Характеристика хозяйствующего субъекта как объекта негативного воздействия на атмосферный воздух
Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования
Выпуск продукции предприятие осуществляет в летний сезон- 45 дней в год в 1 смену. Асфальто-бетонный завод оборудован асфальто-смесительной установкой (АСУ) "Тельтомат-100". АСУ включает в себя технологические агрегаты: сушильный барабан, грохот, смесительную установку. Сушильный барабан сушит и нагревает до заданной температуры инертные материалы- песок и карбонатную пород
продолжение чуть позже...