Выбросы от автотранспорта в атмосферу. Требования и ответственность
Содержание:
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий проверяются требования законодательства и в отношении осуществления выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта. Выбросы от автотранспорта в атмосферу - рассмотрим подробнее:
Передвижные источники выбросов в атмосферу - инвентаризация
В редакции от 26.07.2019 ФЗ " Об охране атмосферного воздуха" появились изменения в статье 22 ФЗ, касаемые выбросов ЗВ от передвижных источников выбросов в атмосферу.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Таким образом, если ваши передвижные источники выбросов в атмосферу не учтены в инвентаризации, необходимо провести её корректировку.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.
Автотранспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, технические нормативы выбросов загрязняющих веществ для которых согласно пункту 6 статьи 12 Закона № 96-ФЗ устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно разъяснениям Минприроды Российской Федерации от 02.04.2018 № 01-20-27/8793 при отсутствии в здании (строении, помещении и ином объекте) хозяйственной деятельности, приводящей к выбросам загрязняющих веществ в рабочую зону помещения, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не будет. Выбросы от автотранспортных средств на открытых стоянках учитываются при расчете нормативов выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха.
Таким образом, открытые стоянки, а также гаражные боксы и иные помещения, используемые только для стоянки, въезда и выезда автотранспорта, в случае отсутствия выбросов загрязняющих веществ в рабочую зону в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности не подлежат постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС.
Выбросы от автотранспорта - что проверяется при плановой проверке?
Ну, а теперь о выбросах от автотранспорта в атмосферу подробнее:
Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание загрязняющих веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
Также:
Пунктом 3 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183, предусмотрено, что технические нормативы выбросов для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются техническими регламентами.
При этом транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
В Правилах проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2013 № 1013 под самоходными машинами и другими видами техники (далее - машины) понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением колесных внедорожных мототранспортных средств, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепы к ним.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02. 2002 № 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" регулярные проверки автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух необходимо проводить начиная с 2003 года.
Согласно Правил проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2013 № 1013 соответствие требований, предъявляемые к уровню дымности отработавших газов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин с дизелями в соответствии с ГОСТ Р 17.2.2.02, к содержанию загрязняющих веществ в отработавших газах машин с бензиновыми двигателями в соответствии с требованиями, предусмотренными изготовителем проверяется при проведении технического осмотра к машинам отдельных видов (пункты 43, 44 приложения к Правилам).
Выбросы в атмосферу от самоходных машин и других видов спец. техники
При этом машины подлежат техническому осмотру органами гостехнадзора со следующей периодичностью: внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие помимо сиденья водителя более 8 сидячих мест, - каждые 6 месяцев, остальные машины – ежегодно (пункты 2 и 5 Правил).
В соответствии с пунктом 7 Правил проведение технического осмотра включает в себя в том числе: в) проверку технического состояния машин (за исключением машин, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил первый технический осмотр производится без проверки их технического состояния).
По результатам технического осмотра машины оформляется один из следующих документов о прохождении технического осмотра: свидетельство о прохождении технического осмотра (в случае соответствия машины требованиям безопасности), акт технического осмотра ( в случае выявления несоответствия машины какому-либо из требований безопасности) ( пункт 12 Правил).
В случае, если в ходе проведения проверки не предоставляется свидетельство о прохождении технического осмотра спец. техники или самоходных машин, то это означает, что предприятие не осуществляет регулярную проверку данного транспортного средства на соответствие выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Выбросы в атмосферу от автотранспортных средств
Технический осмотр транспортных средств проводится на основании Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных Правительством Российской Федерации от 05.12.2011 № 1008.
Выбросы от автотранспорта в атмосферу в ходе проведения экологических проверок проверяются просмотром диагностических карт автомобилей. Диагностическая карта автотранспортного средства на период прохождения проверки должна быть действующей ( срок действия не должен быть истекшим).
Ответственность за несоблюдение требований законодательства в части выбросов от автотранспорта в атмосферу
КоАП РФ отдельной статьи за данное нарушение не предусмотрено.
Поэтому привлечение к ответственности за эксплуатацию транспортных средств, специальной техники с диагностической картой с истекшим сроком годности, без свидетельства о прохождении технического осмотра спец. техники будет по статье 8.1. КоАП РФ.