- Постановление Главного санитарного врача РФ от 14.12.2021 г. № 37 «отменило отмену» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СанПиН 2.1.4.1110-02, продлив их статус до 01.01.2025 г.;
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СанПиН 2.1.4.1110-02 попали в перечень документов, на которые не распространяется «регуляторная гильотина» – этот перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2467 (редакция от 31.12.2021 г.).
Санитарно-защитная зона предприятия и её соблюдение – эта больная тема не только для предприятий, но и для жителей, домовладения которых в силу разных обстоятельств оказались как раз в СЗЗ или на границе СЗЗ.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
пункт 3 статьи 16 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”
Санитарно-защитная зона предприятия – СанПиН
Санитарная классификация организаций устанавливается СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (документ действующий).
Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
пункт 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Таким образом, требование по установлению санитарно-защитной зоны в вышеуказанном СанПиН распространяются практически на все предприятия (строящиеся, эксплуатирующиеся) при условии, что они являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. за пределами площадки имеется превышение 0,1 ПДК и/ ПДУ.
При этом работы по установлению СЗЗ дифференцированы в зависимости от санитарной классификации предприятия.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222 в отношении указанных объектов возникает требование:
Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Для объектов, вводимых в эксплуатацию:
В случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, в течении года с даты вступления в силу указанного Постановления предприятия, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (действующие и вводимые в эксплуатацию) обязаны:
- провести замеры (только для действующих предприятий)
Исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) проводятся в контрольных точках и по показателям воздействия, порядок определения которых устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Результаты указанных исследований и измерений в срок не более одного месяца со дня их проведения направляются лицом, обеспечившим их проведение, в уполномоченный орган.
пункт 12 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222
- подать заявление об установлении СЗЗ
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
а) проект санитарно-защитной зоны;
Что должен содержать проект санитарно-защитной зоны?
Проект санитарно-защитной зоны содержит:
1) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
2) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
3) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
4) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны;
5) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте “б” пункта 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российский Федерации от 3.03.2018 № 222, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
пункт 14 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222
- получить решение об установлении СЗЗ – в течении 15 рабочих дней с даты подачи заявления Роспотребнадзор должен принять решение об установлении СЗЗ и направить решение заявителю.
Форма заявления об установлении санитарно-защитной зоны.
Далее в течении 2-ух лет предприятиям дается время на:
Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В решении об установлении СЗЗ должна содержаться следующая информация:
а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона предприятия, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта);
б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны:
в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:
1) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;
2) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления.
пункт 5, пункт 18 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222
Санитарно-защитная зона предприятия и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
пункт 25 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222
И самое важное:
Со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении санитарно-защитной зоны.
пункт 30 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222
Если бы это Постановление приняли намного ранее, сейчас бы не было многочисленных жалоб и недовольства населения из-за того, что их дома находятся “бок о бок” с предприятиями.
Тут возникает интересный момент – реконструкция этих домов (объектов капитального строительства) тоже получается запрещена? Ведь размещение жилой застройки в СЗЗ это один из запретов этого Постановления…
Санитарно-защитная зона в зависимости от класса опасности объекта
При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест, проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся.
Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.
Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.
Таким образом, можно сделать вывод, что:
для объектов и производств 1, 2 класса опасности необходимо:
- разработать проект санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
- пройти экспертизу проекта санитарно-защитной зоны;
- провести оценку риска здоровью населения.
для объектов и производств 3, 4 и 5 класса опасности необходимо:
- разработать проект санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.). Обратите внимание – уже без подтверждения физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
- пройти экспертизу проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).
Санитарно-защитная зона – срок установления
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 “Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон” (далее – Постановление N 222), правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.В соответствии с частью 14 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 342-ФЗ), если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 01.01.2022 либо не установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 01.01.2025, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.Согласно части 13 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ, с 01.01.2022 определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 01.10.2021 обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне
Разъяснения Роспотребнадзора:
С 1 января 2020 года ранее определенные ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны (далее – СЗЗ) прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Таким образом, ранее разработанные проекты СЗЗ без последующего установления СЗЗ после 1 января 2020 года не действуют.
Согласно Федеральному закону собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в Роспотребнадзор с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222 утверждены правила установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, а также правила изменения и прекращения существования СЗЗ.
СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками воздействия на среду обитания человека (химического, физического, биологического) в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (ПДК и (или) ПДУ).
В соответствии с п.2 постановления правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 15.03.2018, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор заявление об установлении санитарно-защитной зоны. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В соответствии с п.3 постановления, в случае если до 15.03.2018 выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению СЗЗ, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Роспотребнадзор заявление об установлении (изменении) СЗЗ.
В соответствии с п.6 правил, при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство должен представить в Роспотребнадзор заявление об установлении санитарно-защитной зоны.
Указанным постановлением установлено, что сведения о создании СЗЗ вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а сама СЗЗ считается установленной со дня внесения соответствующих сведений.
Со дня установления СЗЗ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям.
Если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2022 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года, за исключением случаев:– собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне;– зоны охраны объектов культурного наследия, в отношении которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлены защитные зоны объектов культурного наследия, должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2022 года.
Внесение записи о СЗЗ в ЕГРН
В соответствии с 25. Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. №222 санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Для того, чтобы Управление Роспотребнадзора после получения копии разрешения на строительство могло направить информацию об установленной санитарно-защитной зоне в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для принятия решения о наложении ограничения на землепользование через внесение сведений в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации предприятию, после получения решения Главного государственного санитарного врача об установлении санитарно-защитной зоны, необходимо будет в кратчайшие сроки представить в Управление дополненное и откорректированное графическое описание местоположения границ СЗЗ и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в электронном виде (xml-файл) с внесенными в него в соответствии с требованиями установленными Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2009 года № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» изменениями связанными с принятием решения об установлении санитарно-защитной зоны.
В связи с вышеуказанным Управление рекомендует включать в договор с организациями или физическими лицами, выполняющими для предприятия техническое сопровождение и (или) составление карты (плана) санитарно-защитной зоны объекта, пункт о завершении и приемке выполненных работ только в случае подтверждения факта внесения сведений об установленной санитарно-защитной зоне в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации.
Судебная практика по установлению зоны СЗЗ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА // ПОСТАНОВЛЕНИЕот 26 июля 2021 г. по делу N А40-82218/20Согласно предписанию обществу предписано установить окончательные размеры санитарно-защитной зоны для филиалов и их структурных подразделений.Не согласившись с предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.Санитарно-защитная зона – это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в том числе, путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (статья 12 Федерального закона N 52-ФЗ).Специальная территория санитарно-защитной зоны с особым режимом использования, обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения, при эксплуатации объекта в штатном режиме.В силу статьи 8 Федерального закона N 52-ФЗ, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.Несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека.В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, юридические лица обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.Не установление заявителем санитарно-защитной зоны создает угрозу жизни и здоровью людей.Основные правила, определяющие порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон установлены санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).В соответствии с пунктом 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 “Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон” (далее – Постановление N 222), правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.В соответствии с частью 14 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 342-ФЗ), если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 01.01.2022 либо не установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 01.01.2025, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.Согласно части 13 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ, с 01.01.2022 определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 01.10.2021 обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.Пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум. вибрация. ЭМП и другое): установленная (окончательная) – на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.Суды первой и апелляционной инстанций отказали обществу в удовлетворении заявленных требований, указав, что ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные и окончательная – это разные виды санитарно-защитной зоны, а предписанием обществу предписано установить окончательные размеры санитарно-защитной зоны, а не ориентировочные либо расчетные (предварительные).Суды отклонили ссылку общества на положения части 13 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ.Вместе с тем, суды установили, что общество не исполняет свою обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, нарушая требования законодательства, в пределах санитарно-защитной зоны построены помещения, предназначенные для проживания людей.
Добрый день. Вчера получили ответ на Заявление об установлении СЗЗ от Роспотребнадзора Российской Федерации. О том, что по результатам предоставленных материалов (проект СЗЗ, Сан-эпид заключение на проект, 30-дневные натурные исследования по границе предприятия , сан-эпид экспертиза этих наблюдений) превышение негативных химических и физических воздействий за контуром объекта отсутствует, поэтому установление СЗЗ для нашего предприятия (мы – научно-исследовательский институт) действующим законодательством не предусмотрено.
Местный Роспотребнадзор сказал что лучше бы они прислали хоть какое “Решение об установлении СЗЗ”. А такой ответ они первый раз видят.
Вопрос собственно такой – необходимо ли нам подводить ежегодные замеры в СЗЗ химических и физических факторов по розе ветров. В проекте СЗЗ в плане графике указаны предложение – зо-дневные исследования ( без указания периодичности). И измерение шума 1 раз в год. Илит раз у нас нет СЗЗ, то и контроль проводить не надо?
В программе производственного экологического контроля у нас только контроль нормативов ПДВ на источниках выбросов в соответствии планом контроля проекта ПДВ.
Наталья, добрый день!
Подскажите, пожалуйста, а где Вы получали сан-эпид экспертизу натурных наблюдений?
Нам просто как раз тоже надо подавать решение об установлении и, прочитав, какие документы для этого нужны, я поняла, что у нас есть сам проект СЗЗ, сан-эпид заключение на него, есть отчёт по натурным наблюдениям, но сан-эпид заключения на них нет…
Кто его выдаёт?
Добрый день! Подскажите пожалуйста, разработан проект СЗЗ, но не подтверждён Роспотребнадзором, по причине того, что не правильно указан кадастровый номер. Возникла проблема с установлением номера по причине того, что территория взята в аренду и делится с другим предприятием, но документальных разделений территории нет, и «соседи» плохо идут на контакт на тему разделения кадастров. Но вопрос в другом, как можно избежать вопросов от надзорных органов по этому поводу? Проверка уже в ноябре.
Именно Роспотреб проверяет в ноябре? Ну есть обязанность: до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон. Поэтому я думаю избежать нарушения не удастся. Но очень многое в проверке решает человеческий фактор инспектора.
Будет проверять Росприроднадзор в ноябре.
В проверочных листах РПН посмотрите – проверяют ли они СЗЗ. Вообще это вотчина Роспотребнадзора.
Добрый день!
Людмила будьте так любезны, помогите разобраться с вопросом СЗЗ. Наша организация в стадии установления границ земельного участка, объект 3 категории действующий. возможно ли без этих данных разработать проект и поставить на кадастр?