Сброс загрязняющих веществ в водный объект относится к одному из видов негативного воздействия на окружающую среду.
Следовательно, предприятия, осуществляющие сброс загрязняющих веществ в водный объект обязаны:
- осуществлять плату за данный вид негативного воздействия на ОСУ;
- встать на учет как объект негативного воздействия на окружающую среду;
- разработать необходимую документацию , перечень представлен ниже.
Предприятия должны согласовать объёмы сбросов в водоёмы с органами охраны природы. При сбросе сточных вод в канализацию предприятие заключает договор с органами водного хозяйства на водопотребление и водоотведение. В договоре оговаривается объём водоотведения и водопотребления, права и обязанности сторон, особые условия по водопотреблению и водоотведению, порядок расчётов,
Помимо производственных хозяйственно – бытовых стоков, существуют ливневые стоки, которые отводятся с территории предприятия периодически.
- Документация, подтверждающая право предприятия на сброс загрязняющих веществ в водный объект
- Нормативы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты
- Нормативы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для объектов НВОС 3 категории
- Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов
- Разработка нормативов допустимых сбросов в водные объекты
Документация, подтверждающая право предприятия на сброс загрязняющих веществ в водный объект
- Проект нормативов допустимого сброса (НДС) загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами.
- Норматив на предельно допустимый сброс веществ, поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам.
- Схема-график аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты.
- План мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами.
- Решение о предоставлении водного объекта в пользование.
Нормативы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты
В соответствии со ст. 22 ФЗ “Об охране окружающей среды” с 01.01.2019 г. :
Нормативы допустимых сбросов определяются в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (пункт 1 статьи 22 ФЗ-7);
Расчет нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории ( пункт 2 статьи 22 ФЗ-7);
Расчет нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду (пункт 3 статьи 22 ФЗ-7);
Нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории (пункт 4 статьи 22 ФЗ-7);
Нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории (пункт 5 статьи 22 ФЗ-7).
Что это означает:
- Если вы планируете строительство объекта НВОС 1,2 категории, в проекте на строительство у вас должен быть раздел – “Оценка воздействия на окружающую среду”, в рамках которого у вас должен быть произведен расчет нормативов допустимых сбросов.
- Если вы объект НВОС 2 категории, осуществляющий сброс загрязняющих веществ водный объект – у вас обязательно должен быть с 01.01.2019 расчет нормативов допустимых сбросов.
- Для объектов 3-ей категории, если осуществляется сброс ЗВ в водный объект веществ 1,2 класса опасности – делается расчет нормативов допустимых сбросов для веществ 1,2 класса опасности.
- Объекты НВОС 4 категории не производят расчет нормативов допустимых сбросов.
Нормативы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для объектов НВОС 3 категории
судебная практика:
Из материалов дела установлено, что в процессе своей хозяйственной деятельности предприятие осуществляет сброс сточных вод в водный объект. Предприятие является ОНВОС 3 категории.
В отношении предприятия была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой по проведенным отборам сбрасываемых сточных вод выявлено в сбрасываемых предприятием в водный объект сточных водах фактическое значение нитрит-иона – в 2,1 раза, фосфат-иона – в 1,8 раза, железа – в 6,2 раза, марганца – в 14 раз, меди – в 4,4 раза, цинка – в 2,9 раза, превышающие норматив предельно допустимую концентрацию (ПДК), установленную приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 N 552 “Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения” (далее – Приказ Минсельхоза N 552).
В связи с выявлением указанных нарушений предприятию было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым предприятие должно устранить нарушения, для чего – довести фактическое содержание загрязняющих веществ в указанных выше сточных водах до нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза N 552, подтвердить устранение нарушения лабораторными исследованиями сточных вод на соответствие установленным нормативам предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Не согласившись с предписанием, предприятие оспорило его в судебном порядке и проиграло.
Аргументация предприятия:
В силу пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон N 7-ФЗ), согласно которому нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Выводы суда:
В силу пункта 2 статьи 3 Водного кодекса одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (пункт 17 статьи 1 Водного кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Водного кодекса при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с названным Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты (пункт 2 статьи 16 названного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 60 Водного кодекса при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 21 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ в редакции действующей на момент проверки).
Доводы предприятия о том, что в рассматриваемом случае действующее законодательство не возлагает на субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность и эксплуатирующий объект III категории, обязанность по соблюдению концентрации загрязняющих веществ в качестве самостоятельного норматива, признаны судами несостоятельными, поскольку рассматриваемые правоотношения регулируются нормами Водного кодекса, которым установлены нормативы допустимого воздействия на водные объекты и выдача разрешений на пользование водными объектами.
Действительно, согласно пункту 4 статьи 22 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Между тем согласно части 2 статьи 2 Водного кодекса нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В соответствии со статьей 37 Водного кодекса сброс сточных вод является одной из форм водопользования.
Частью 1 статьи 35 Водного кодекса установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Кодекса).
Водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами (пункт 5 части 2 статьи 39 Кодекса).
Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены Приказом Минсельхоза N 552.
В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема и забора (изъятия) из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 N 205 определение химического состава сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод должно производиться с периодическим отбором проб и производством химических анализов сточных и (или) дренажных вод.
Факт превышения ПДК в сточных водах, а именно: фактическое значение нитрит-иона – в 2,1 раза, фосфат-иона – в 1,8 раза, железа – в 6,2 раза, марганца – в 14 раз, меди – в 4,4 раза, цинка – в 2,9 раза, подтверждается экспертным заключением от 12.03.2020 N 3-в.
Такое превышение ПДК установлено относительно нормативов, регламентированных в Приказе Минсельхоза N 552.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”) (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса).
С учетом поименованного прямого запрета, Общество обязано соблюдать нормативы допустимых сбросов, устанавливаемые в соответствии с нормами Водного кодекса, имеющими приоритет по отношению к нормам законодательства в области охраны окружающей среды при регулировании отношений по использованию и охране водных объектов.
Суды обоснованно признали требование о необходимости снижения названных в заключении показателей основанными на законе и фактических обстоятельствах.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов
Перечень загрязняющих веществ, подлежащих нормированию установлен распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (ред. от 10.05.2019):
Алюминий |
Алкилбензилпиридиний хлорид |
Алкилсульфонаты |
Аммоний-ион |
Аммиак |
Анилин (аминобензол, фениламин) |
АОХ (адсорбируемые галогенорганические соединения) |
Ацетат натрия |
Ацетальдегид |
Ацетон (диметилкетон, пропанон) |
Ацетонитрил |
Барий |
Берилий |
Бензапирен |
Бензол и его гомологи |
Бор |
Борная кислота |
Бромдихлорметан |
Бромид анион |
Бутанол |
Бутилацетат |
Бутилметакрилат |
Ванадий |
Винил ацетат |
Винил хлорид |
Висмут |
Вольфрам |
Гексан |
Гидразингидрат |
Глицерин (пропан-1,2,3-триол) |
Дибромхлорметан |
1,2-Дихлорэтан |
1,4-Дигидроксибензол (гидрохинон) |
2,6-Диметиланилин |
Диметиламин (N-метилметанамин) |
Диметилмеркаптан (диметилсульфид) |
2,4-Динитрофенол |
Диметилформамид |
o-Диметилфталат (диметилбензол-1,2-дикарбонат) |
1,2-Дихлорпропан |
Цис-1,3-дихлорпропен |
Транс-1,3 – дихлорпропен |
2,4-Дихлорфенол (гидроксидихлорбензол) |
Додецилбензол |
Дихлорметан (хлористый метилен) |
Железо |
Кадмий |
Калий |
Кальций |
Капролактам (гексагидро-2H-азепин-2-он) |
Карбамид (мочевина) |
Кобальт |
Кремний (силикаты) |
о-Крезол (2-метилфенол) |
п-Крезол (4-метилфенол) |
Ксилол (о-ксилол, м-ксилол, п-ксилол) |
Лигнинсульфоновые кислоты |
Лигносульфонаты |
Литий |
Магний |
Марганец |
Медь |
Метанол (метиловый спирт) |
Метилакрилат (метилпроп-2-еноат, метиловый эфир акриловой кислоты) |
Метантиол (метилмеркаптан) |
Метилацетат |
Метол (1-гидрокси-4-(метиламино)бензол) |
Молибден |
Моноэтаноламин |
Мышьяк и его соединения |
Натрий |
Нафталин |
Нефтепродукты (нефть) |
Никель |
Нитрат-анион |
Нитрит-анион |
Нитробензол |
Олово и его соединения |
1,1,2,2,3-пентахлорпропан |
Пентахлорфенол |
Пиридин |
Полиакриламид |
Пропанол |
Роданид-ион |
Рубидий |
Ртуть и ее соединения |
Свинец |
Селен |
Серебро |
Сероуглерод |
АСПАВ (анионные синтетические поверхностно-активные вещества) |
КСПАВ (катионные синтетические поверхностно-активные вещества) |
НСПАВ (неионогенные синтетические поверхностно-активные вещества) |
Скипидар |
Стирол (этенилбензол, винилбензол) |
Стронций |
Сульфат-анион (сульфаты) |
Сульфиды |
Сульфит-анион |
Сурьма |
Таллий |
Теллур |
1,1,1,2-тетрахлорэтан |
Тетрахлорэтилен (перхлорэтилен) |
Тетрахлорметан (четыреххлористый углерод) |
Тетраэтилсвинец |
Тиокарбамид (тиомочевина) |
Тиосульфаты |
Титан |
Толуол |
Трилон-Б (этилендиаминтетрауксусной кислоты динатриевая соль) |
Триэтиламин |
Трихлорбензол (сумма изомеров) |
1,2,3-трихлорпропан |
2,4,6-Трихлорфенол |
Трихлорэтилен |
Уксусная кислота |
Фенол, гидроксибензол |
Формальдегид (метаналь, муравьиный альдегид) |
Фосфаты (по фосфору) |
Фторид-анион |
Фурфурол |
Хлор свободный, растворенный и хлорорганические соединения |
Хлорат-анион |
Хлорбензол |
Хлороформ (трихлорметан) |
Хлорфенолы |
Хлорид-анион (хлориды) |
Хром трехвалентный |
Хром шестивалентный |
Цезий |
Цианид-анион |
Циклогексанол |
Цинк |
Цирконий |
Этанол |
Этилацетат |
Этилбензол |
Этиленгликоль (гликоль, этандиол-1,2) |
Стойкие органические загрязнители:
Альдрин (1,2,3,4,10,10-гексахлор-1,4,4а, 5,8,8а-гексагидро-1,4-эндоэкзо-5,8-диметанонафталин) |
Атразин (6-хлоро-N-этил-N’-(1-метилэтил)-1,3,5-триазины-2,4-диамин) |
Гексахлорбензол |
Гексахлорциклогексан (альфа-, бета-, гаммаизомеры) |
2,4-Д (2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота и производные) |
Дильдрин (1,2,3,4,10,10-гексахлор-экзо-6,7-эпокси-1,4,4а,5,6,7,8,8а-октагидро-1,4-эндо, экзо-5,8-диметанонафталин) |
Диоксины |
Каптан (3а, 4, 7, 7а-тетрагидро-2-[ (трихлорметил) тио] -1н- изоиндол-1, 3 (2н)-дион) |
Карбофос (диэтил (диметоксифосфинотионил)тиобутандионат) |
4,4′-ДДТ (п,п’- ДДТ, 4,4′-дихлордифенилтрихлорметилэтан) |
4,4′-ДДД (п,п’-ДДД, 4,4′-дихлордифенилдихлорэтан) |
Прометрин (2,4-Бис(изопропиламино)-6-метилтио-симм-триазин) |
Симазин (6-хлор-N, N’-диэтил-1,3,5-триазины-2,4-диамин) |
Полихлорированные бифенилы (ПХБ 28, ПХБ 52, ПХБ 74, ПХБ 99, ПХБ 101, ПХБ 105, ПХБ 110, ПХБ 153, ПХБ 170) |
Трифлуралин (2,6-динитро-N, N-дипронил-4-(трифторметил)анилин) |
ТХАН (трихлорацетат натрия, ТЦА) |
Фозалон (O,O-диэтил-(S-2,3-дигидро-6-хлор-2-оксобензоксазол-3-илметил)-дитиофосфат) |
Микроорганизмы:
Возбудители инфекционных заболеваний |
Жизнеспособные цисты патогенных кишечных простейших |
Жизнеспособные яйца гельминтов |
Коли-фаги |
Общие колиформные бактерии |
Термотолерантные колиформные бактерии |
Иные загрязняющие вещества:
БПК 5 |
БПК полн. |
Взвешенные вещества |
Сухой остаток |
ХПК |
Разработка нормативов допустимых сбросов в водные объекты
Раньше для получения разрешения на сброс заявитель должен представить нормативы допустимого сброса (далее — НДС), утвержденные в установленном порядке для каждого выпуска сточных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных вод, оформленных в установленном порядке (п. 13 Административного регламента).
В настоящее время разрешение на сброс ЗВ отменено, поэтому НДС по сути и является нормативом допустимого сброса.
Методика разработки НДС:
Здравствуйте, не совсем понятно:
в одном из комментариев вы пишите:
Людмила Лисичникова Опубликовано: 17.06.2019 Ответить на сообщение Добрый вечер! Да, на самом деле требований по разработке и оформлению расчета нормативов выбросов, сбросов, расчета нормативов образования отходов в настоящее время нет. Я думаю обязательно надо приложить инвентаризацию и сами расчеты нормативов. В любом случае так как требований нет, у вас обязаны принять то,что вы приложите к декларации.
А в данной статье ссылаетесь на методику утвержденную приказом № 333.
Добрый день. Имеется в виду что требования новые с 01.01.2019 ввели, а НПА к ним не подтянули. Поэтому в настоящее время многие разработчики делают тома ПДВ, проекты по отходам, НДС по старым методикам. Меняют только название. В части проекта по отходам есть разъяснительное письмо минприроды. На счет выбросов и сбросов пока не встречала. Извините, я действительно, не так сформулировала свою мысль.
Здравствуйте. У меня есть несколько вопросов.
1. Предприятие осуществляет сбросы не в водные объекты, а в городские инженерные сети. Что должно иметь предприятие из нормативно-проектной документации? Ранее мы даже в этих условиях составляли ПДС (НДС), получали разрешение на сбросы. Видел был ещё проект и разрешение на микроорганизмы в составе сбросов. Недавно приезжала инспектор сказала, что мы в новых условиях должны иметь договора на водоснабжение и водоотведение, схему канализования, вести производственные контроль (включая СЭС, баканализ, радиологию, по новым правилам должны контролировать аккредитованной лабораторией аж 39 показателей в воде), данные о выпусках и сбросах должны быть и в заявке на постановку на учет по НВОС, сдавать отчёты (декларация о плате за НВОС, декларация о составе и свойствах сточных вод). Так ли всё это? Схема канализования должна ли она включать в себя внешние врезки за территорией объекта (куда что уходит в какие очистные или общегородские канализационные коммуникаций за территорией, с точками врезки и т.д каким НПА это регламентировано)?
2. Станции очистки ливнестоков какие документы по ним надо иметь кроме паспортов и производственного контроля? Лаборатория спрашивает: На основании чего вести производственный контроль по “ливневке”, если нет НДС и соответственно не установлены ПДК? Ливневка уходит также в городские инженерные сети. Надо контролировать эффективность очистных. Каким НПА это регламентировано? Если нет и не требуется разрешения на сбросы на что опираться при производственном контроле? На какие ПДК и чем это регламентировано?
Ваши вопросы тянут на серьезную консультацию, а не на бесплатный быстрый ответ. Чтобы ответить на ваш вопрос – надо пару часов нормативку разбирать и не только. Поэтому, извините, на вопрос не отвечаю. Платные консультации тоже не оказываю.
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста по каким показателям должны осуществляться отборы проб поверхностных и сточных вод (для разработки проекта НДС). Объект относится ко 2 категории.
Вам лучше обратиться к разработчикам – откуда я знаю что вы сбрасываете…