EcoProverka.ru
Назад

Штрафы за отходы животноводства. Изменения в КоАП РФ

Опубликовано: 30.06.2019
Время на чтение: 16 мин
19
529
Лисичникова Людмила
Лисичникова Людмила
Задать вопрос
С 17.06.2019 в Кодекс об Административных правонарушениях РФ добавлена новая статья - 8.2.3 "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства". Штрафы за отходы животноводства - рассмотрим в этой статье.

Штрафы за отходы животноводстваРаньше административное наказание, связанное с нарушениями в области обращения с отходами животноводства, применяли по статье 8.2. КоАП РФ, минимальная сумма штрафа на юридическое лицо составляло 100,0 тысяч рублей.

Отныне минимальная сумма штрафа за отходы животноводства на юридическое лицо составляет от 250,0 тысяч рублей....

 

Что относится к отходам животноводства?

Ни в ФЗ "Об отходах производства и потребления", в ФЗ "Об охране окружающей среды" термина "отходы животноводства" нет. Поэтому обратимся к Федеральному классификационному каталогу отходов, согласно которого к отходам животноводства относятся:

1 12 000 00 00 0 Отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных)
1 12 100 00 00 0 - Отходы разведения крупного рогатого скота
1 12 110 00 00 0 - Навоз крупного рогатого скота
1 12 110 01 33 4 - навоз крупного рогатого скота свежий
1 12 110 02 29 5 - навоз крупного рогатого скота перепревший
1 12 121 11 20 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота
1 12 200 00 00 0 - Отходы разведения и содержания лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных
1 12 210 00 00 0 - Навоз конский
1 12 210 01 33 4 - навоз конский свежий
1 12 210 02 29 5 - навоз конский перепревший
1 12 221 11 40 5 - отходы подстилки из древесных опилок и стружки при содержании лошадей практически неопасные
1 12 300 00 00 0 - Отходы разведения верблюдов и прочих животных семейства верблюжьих
1 12 310 00 00 0 - Навоз верблюжий
1 12 310 01 33 4 - навоз верблюжий свежий
1 12 310 02 29 5 - навоз верблюжий перепревший
1 12 400 00 00 0 - Отходы разведения овец и коз
1 12 410 00 00 0 - Навоз мелкого рогатого скота
1 12 410 01 29 4 - навоз мелкого рогатого скота свежий
1 12 410 02 29 5 - навоз мелкого рогатого скота перепревший
1 12 500 00 00 0 - Отходы разведения свиней
1 12 510 00 00 0 - Навоз свиней
1 12 510 01 33 3 - навоз свиней свежий
1 12 510 02 29 4 - навоз свиней перепревший
1 12 520 01 39 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании свиней
1 12 551 11 32 4 - жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления
1 12 551 12 39 4 - твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления
1 12 551 21 32 4 - жидкая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления
1 12 551 22 39 4 - твердая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления
1 12 552 11 32 4 - навозосодержащие стоки при гидроудалении навоза свиней
1 12 552 12 32 3 - стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней
1 12 553 11 33 4 - осадок навозных стоков от свинарников при отстаивании в навозонакопителях
1 12 700 00 00 0 - Отходы разведения сельскохозяйственной птицы
1 12 710 00 00 0 - Помет птичий
1 12 711 01 33 3 - помет куриный свежий
1 12 711 02 29 4 - помет куриный перепревший
1 12 711 12 29 4 - помет куриный, выдержанный в пометохранилище, обеззараженный
1 12 712 01 33 3 - помет утиный, гусиный свежий
1 12 712 02 29 4 - помет утиный, гусиный перепревший
1 12 713 01 33 3 - помет прочих птиц свежий
1 12 713 02 29 4 - помет прочих птиц перепревший
1 12 720 00 00 0 - Отходы инкубаторов для птицеводства
1 12 721 11 29 4 - скорлупа куриных яиц при инкубации цыплят бройлеров
1 12 790 00 00 0 - Прочие отходы разведения сельскохозяйственной птицы
1 12 791 01 33 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц
1 12 791 02 39 4 - отходы подстилки из соломы при содержании птиц
1 12 796 11 41 5 - мука яичной скорлупы
1 12 798 00 00 0 - Отходы при очистке сточных вод на локальных очистных сооружениях при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 798 91 39 4 - осадок механической очистки сточных вод, образующихся при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 798 92 39 4 - смесь осадков биологической и флотационной очистки сточных вод, образующихся при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 900 00 00 0 - Отходы разведения и содержания животных прочие
1 12 910 00 00 0 - Отходы разведения животных в звероводческих хозяйствах и питомниках
1 12 911 00 00 0 - Навоз пушных зверей
1 12 911 01 33 4 - навоз пушных зверей свежий
1 12 911 02 29 5 - навоз пушных зверей перепревший
1 12 912 11 40 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании пушных зверей
1 12 970 00 00 0 - Отходы разведения и содержания собак
1 12 971 01 33 4 - экскременты собак свежие
1 12 971 11 40 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании собак
1 12 971 21 20 4 - отходы подстилки из сена при содержании собак
1 12 975 11 32 4 - жидкие отходы смыва нечистот при уборке вольеров
1 12 980 00 00 0 - Отходы разведения сельскохозяйственных животных и птиц в смеси
1 12 981 11 33 4 - смесь навоза сельскохозяйственных животных и птичьего помета свежих малоопасная
1 12 990 00 00 0 - Отходы содержания диких животных в неволе
1 12 991 11 33 4 - навоз диких животных, содержащихся в неволе, свежий
1 12 992 11 30 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании диких животных в неволе.

Таким образом, в отношении всех вышеперечисленных отходов может быть применены штрафы за отходы животноводства - статья 8.2.3 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ (штрафы за отходы животноводства)

КоАП РФ Статья 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства
 
1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Что относится к несоблюдению требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства? Штрафы за отходы животноводства за какие нарушения могнут быть наложены?

На самом деле - конкретных экологических требований по обращению с отходами животноводства нет, есть требования, прописанные в санитарно-эпидемиологическом законодательстве.

Санитарные правила для животноводческих предприятий

Согласно вышеуказанных санитарных правил:

5.4. Способы и средства удаления отходов из помещений должны обеспечивать своевременное их удаление. Для гидросмывов должна использоваться непитьевая вода.

5.5. Жидкий навоз и навозные стоки должны подвергаться очистке: механической, искусственной и естественной биологической очистке или физико-химической обработке. Выбор очистки диктуется местными условиями.

5.6. Твердая фракция жидкого навоза подлежит биотермическому обеззараживанию в буртах с последующей утилизацией на полях, жидкая - в накопителях с дальнейшим использованием на сельхозугодьях. В составе очистных сооружений следует предусматривать гидроизолированные накопители для активного ила и сырого осадка.

5.7. При возникновении зоонозных инфекционных заболеваний навоз должен обеззараживаться физическим, химическим или биологическим методами. В каждом неблагополучном животноводческом хозяйстве должны быть предусмотрены технические средства для обеззараживания навоза и его фракций (жидкой и твердой), а также фугата, активного избыточного ила в соответствии с общесоюзными нормами технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию навоза.

5.8. Обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного выдерживания - в течение 12 мес. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов КРС - 6 мес., свиноводческих предприятий - 12 мес., а полужидкого навоза КРС в подпольных навозохранилищах - 5 мес.

5.9. Твердую фракцию навоза свиноводческих хозяйств и комплексов крупного рогатого скота, подстилочный навоз, а также компост следует обеззараживать биотермическим способом на водонепроницаемых площадках с твердым покрытием в специально устроенных буртах (высота их - до 2 м, ширина - до 2,5 м, длина - произвольная, укрытие сверху по периметру слоем земли толщиной 15 - 20 см). Время выдерживания отходов в буртах при достижении температуры 60 °C во всех частях компоста должно быть не менее 1 мес. в теплый период года и не менее 2 мес. - в холодный период года. Навоз, инфицированный возбудителями особо опасных инфекций, следует обеззараживать в соответствии с действующими ветеринарными правилами.

5.10. Навоз и навозные стоки, отвечающие мелиоративным, агрономическим, ветеринарным, водоохранным и санитарно-гигиеническим требованиям, должны использоваться на сельскохозяйственных полях в качестве удобрений. Ливневые и талые воды с выгульных площадок и территории комплекса подлежат сбору, карантированию, очистке и утилизации.

5.11. Ввод в эксплуатацию производственных помещений животноводческих предприятий должен осуществляться одновременно с системой обработки и использования навоза и навозных стоков.

5.12. Участки, предназначенные для внесения отходов, должны быть обвалованы вдоль открытых водостоков. Дренажный сток следует направлять в пруды-накопители или повторно использовать для орошения. Для полей орошения пригодны все виды почв, кроме щебенистых, гравийных, а также сильно засоленных.

5.13. Распределение неинфицированной жидкой фракции навоза на полях орошения следует осуществлять поверхностными способами, мобильными средствами.

5.14. Системы обработки и транспортировки отходов на сельскохозяйственные поля должны включать обязательное использование специальных расходомерных устройств.

5.15. В проектах земледельческих полей орошения и полей удобрительного полива необходимо предусматривать инженерные сооружения по сбору поверхностного стока с орошаемых участков. При необходимости они оборудуются нагорными канавами по перехвату поверхностного стока с вышележащих по рельефу территорий.

5.16. Не допускается использование жидкого навоза и навозных стоков в качестве удобрения в тех случаях, когда сельскохозяйственные угодья расположены:
а) в пределах округа санитарной охраны курортов;
б) на территории 1-го и 2-го поясов зон санитарной охраны подземных источников хозяйственного водоснабжения;
в) в радиусе 1 км от водозабора из поверхностного водоисточника;
г) в районе залегания незащищенных подземных вод, пригодных для питьевых целей.

Требования по сбору, накоплению, обработке, утилизации отходов животноводства, могут быть частично прописаны в регламенте на производство удобрения, в технических условиях на удобрения.

При несоблюдении ТУ и регламента в части отходов животноводства, требований, содержащихся в санитарно-эпидемиологических правилах, предприятие может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ.

Как видите, штрафы за отходы животноводства - вполне реально получить, так как соблюсти все требования очень трудно.

Часть 2 статьи 8.2.3. КоАП РФ

КоАП РФ Статья 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Я думаю, здесь комментарии не нужны.

Часть 3 статьи 8.2.3. КоАП РФ

3.Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Указанная часть может быть применена только при сбросе отходов животноводства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Часть 4 статьи 8.2.3. КоАП РФ

4.Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Размещение отходов — это их хранение и захоронение.

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

По части 4 статьи 8.2.3. КоАП РФ будут привлекаться предприятия скорее за хранение отходов. Чтобы уйти от этой части статьи  и не получить штрафы за отходы животноводства,  необходимо не осуществлять складирование отходов животноводства на срок более 11 месяцев.

Часть 5 статьи 8.2.3 КоАП РФ

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семи тысяч до восьми тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Часть 6 статьи 8.2.3 КоАП РФ

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от восьми тысяч до девяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до девятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Часть 6 статьи 8.2.3 КоАП РФ может быть применена, если результате хранения (или захоронения) ваших отходов животноводства произошла утечка отходов животноводства из объектов хранения (захоронения), в результате чего возникла угроза причинения вреда здоровью людей или окружающей среде.

Статья "Штрафы за отходы животноводства" будет дополняться, появиться судебная практика - будет больше ясности по этой статье Кодекса. 

ГОУ (3) Паспорта на отходы (11) водный объект (8) выбросы (8) модуль природопользователя (1) население (3) обучение (2) отходы (40) отчеты (3) питьевая вода (3) плата за негативное воздействие (1) постановка на учет (4) программа ПЭК (3) сточные воды (5) удобрение (2) штрафы (10) экология (2)

Поделиться
Похожие записи
У МЕНЯ ВОЗНИК ВОПРОС:
  • Ирина германова
    Опубликовано: 10.11.2019 Ответить на сообщение

    мой сосед вывозит вывозит свежий свиной навоз на луг где болотистая местность и рядом родник и не далеко речка так же там складирует остатки шифера и мусора,администрация не реагирует,что мне делать что бы это предотвратить?

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 11.11.2019 Ответить на сообщение

      Написать обращение в территориальные отделы Росприроднадзора, в Роспотребнадзора, в природоохранную прокуратуру. Писать о том, что идет загрязнение родника и почвы. Желательно с фото, с кадастровым № земельного участка.

  • Валентина
    Опубликовано: 25.02.2020 Ответить на сообщение

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. Мы объект 3 категории, у нам научно-исследовательский Институт, имеется мини питомник (свиньи), содержим исключительно в научных целях, не продаем и т.д. Свежий навоз передаем организации на обезвреживание, перепревший на поля в качестве удобрения(имеем свои поля), имеется регламент. Росприроднадзор написал нам письмо, что раз у нас отходы животноводства мы должны оформить все документы в соответствии с законодательством, не могу понять что еще нужно. Объектов размещения отходов в собственности не имеем, все передаем на обезвреживание

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 25.02.2020 Ответить на сообщение

      Добрый день. У вас в письме РПН должны быть ссылки на законодательство - это может быть лицензия по обращению с отходами, может быть то, что по этому условию - м) по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест) Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" вы должны относиться к ОНВОС 2 категории...

  • Валентина
    Опубликовано: 26.02.2020 Ответить на сообщение

    Это да, согласна, но мы их держим исключительно в научных целях

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 26.02.2020 Ответить на сообщение

      Не имеет значения в каких целях - главное что разводите.

  • Валентина
    Опубликовано: 27.02.2020 Ответить на сообщение

    Спасибо за ответ, тоже конечно же так считаю, но хочется как то уйти от этого, постараться

  • андрей
    Опубликовано: 08.04.2020 Ответить на сообщение

    Здравствуйте , рядом с моим участком соседи складируют навоз (держут несколько голов домашнего скота) проехать не возможно , запах ужасный и др. не удобства. Что мне делать????????

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 08.04.2020 Ответить на сообщение

      Писать обращения в органы власти. Если поле - сельхоз, то в Россельзознадзор + по земельному надзору в Росприроднадзор + по земельному муниципальному надзору в администрацию МР. Министерство природных ресурсов - для привлечения виновного лица.
      По аналогии - https://ecoproverka.ru/obrazets-zhaloby-na-musor/

  • андрей
    Опубликовано: 08.04.2020 Ответить на сообщение

    складируют не на своей территории ,а на территории между участками

  • Мария
    Опубликовано: 21.05.2020 Ответить на сообщение

    Здравствуйте. У моих родителей в деревне аналогичная проблема с соседом, как у Андрея. Держат голов 50 свиней, расположено метрах в 20 от дома родителей, и весь навоз складируют тут же возле свинарника. Правда все это происходит на территории их участка. Но запах на всю округу! Невозможно находиться на улице когда ветер в нашу сторону. Администрация сельского поселения не реагирует, не хотят связываться. Посоветуйте что сделать, чтобы мы не страдали от этих горе-предпринимателей

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 21.05.2020 Ответить на сообщение

      А вы обращения писали? В вашем случае - напишите в Росприроднадзор, Роспотребнадзор (в территориальные управления) и природоохранную прокуратуру. Проблема в том, что в этом году даже внеплановую проверку очень трудно назначить (прокуратура скорее всего не согласует). Все бизнес поддерживают.
      На что ссылаться - https://ecoproverka.ru/obrazets-zhaloby-na-musor/

  • Ольга
    Опубликовано: 16.07.2020 Ответить на сообщение

    Сельскохозяйственное предприятие вносит жидкий навоз (из лагун) в качестве удобрения поверхностно на поля. Жители жалуются на запах. У предприятия есть технические условия, технический регламент, выдерживаются сроки по нахождению жидкой фракции в лагунах. Россельхознадзор на устное обращение отправляет в Роспотребнадзор, а Роспотребнадзор - в Россельхознадзор, круг замкнулся. В итоге говорят, что надзор за внесением удобрений - не их полномочия, поскольку в данном случае навоз - это уже не отходы, а удобрение.Нарушило ли что - то с.х. предприятие в данном случае, и какой все-таки орган должен осуществлять надзор за правильностью внесения жидких удобрений?

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 22.07.2020 Ответить на сообщение

      Россельхоз и Росприрод. Но я думаю (даже я знаю),то ваши обращения бесполезны. Если документацией у предприятия все в порядке. Они соблюдают регламент и ТУ, то никто вам не поможет.Проверят предприятие, даже при наличии нарушений оштрафуют и все. Предприяте как вносило удобрение на поля, так и буде далее это делать.

  • Татьяна
    Опубликовано: 18.08.2020 Ответить на сообщение

    Как провести беседу по незаконной свалке отходов КРС с человеком чтобы его напугать

  • Елена
    Опубликовано: 25.08.2020 Ответить на сообщение

    требования законодательства в области обращения с отходами животноводства КРС !!
    на что ссылаться в назначении ответственных лиц в приказе ?

  • Ася
    Опубликовано: 17.11.2020 Ответить на сообщение

    Добрый вечер! Не далеко от нашего района стоит птицефабрика, которая сжигает каждую ночь отходы. По ночам стоит ужасная вон, выброс вредных веществ колоссальный, летом невозможно окно открывать. Интересовалась вопросом, говорят имеют право сжигать по закону отходы. Что нам делать?

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 20.11.2020 Ответить на сообщение

      Биологические отходы имеют право сжигать только в крематорах. Писать обращения - в Росприроднадзор и Роспотребнадзор, можно в прокуратуру.

Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.
Adblock
detector