♻ Чем регламентируются тарифы на ТКО?
Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы (пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”).
Отношения по установлению тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами регулируются указанным Федеральным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 “О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами”, а также приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. N 1638/16 “Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами”.
Предельные тарифы, инвестиционные и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Закона N 89-ФЗ).
Видео на эту тему:
Повышение стоимости услуг по ТКО (судебная практика)
Исполнитель (перевозчик ТКО) проиграл сул заказчику.
Как следует из материалов дела, Общество (исполнитель) и Компания (заказчик) заключили договор на оказание услуг по вывозу отходов (далее – Договор), по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательство по сбору и вывозу (транспортировке) ТКО, крупногабаритных (КГ) и малоопасных твердых производственных отходов (ТПО) IV и V классов опасности (далее – отходы) от многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении заказчика (далее – МКД), для сдачи на утилизацию на территорию обработки отходов, в соответствии с условиями Договора.
В соответствии с пунктом 4.1 Договора оплата осуществляется заказчиком по тарифам, устанавливаемым исполнителем в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае изменения тарифов за услуги по вывозу отходов исполнитель уведомляет об этом заказчика через средства массовой информации либо в письменном виде. Изменение тарифа не является основанием для перезаключения Договора.
Согласно пункту 4.3 Договора в случае неподписания заказчиком представленных актов выполненных работ (оказанных услуг) и непредставления возражений по выставленным счетам на оплату за оказанную услугу в течение пяти дней, такие выставленные счета и акты считаются принятыми и подписанными заказчиком автоматически.
Согласно пункту 4.4 Договора в случае отсутствия претензии к качеству оказанных услуг в течение пяти рабочих дней, они считаются автоматически выполненными и подлежат оплате.
В соответствии с пунктом 4.5 Договора в случае изменения тарифа по оплате услуг, предусмотренных Договором, исполнитель производит перерасчет с момента изменения тарифа, доводит до сведения заказчика в течение 20 дней в письменном виде со дня официального вступления в силу указанных изменений, а заказчик производит оплату по новому тарифу с момента его изменения.
Общество уведомило Компанию о повышении стоимости вывоза 1 кубометра ТКО.
Суд первой инстанции посчитал правомерным увеличение Обществом тарифа на вывоз 1 кубометра ТКО до 300 руб. и недоказанным факт надлежащего оказания Обществом услуг в заявленном объеме. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал, что Обществом не представлено доказательств передачи отходов на утилизацию в объемах, указанных в счетах на оплату, Компания регулярно в переписке с истцом ссылалась на ненадлежащее оказание им услуг и представила акты, свидетельствующие о неоказании услуг, из представленных Обществом реестров на вывоз ТБО не представляется возможным достоверно определить объем оказанных услуг, Компания представила доказательства частичной оплаты услуг.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о правомерности изменения истцом тарифа на вывоз 1 кубометра ТКО, но указал, что документы, представленные истцом, подтверждают факт оказания услуг по Договору, объем и стоимость оказанных услуг, а ответчик не представил доказательства их оплаты, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил иск полностью.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 3.3 “ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I – IV класса опасности. Основные требования” твердые бытовые отходы: отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.
В определении понятия ТКО указано, что ТКО образуются, в том числе, в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, ТБО и ТКО – это единый вид отходов, объединенный в понятии твердых коммунальных отходов.
Таким образом, указанное Обществом в уведомлении изменение стоимости вывоза ТКО равно относится к вывозу ТБО, что отражено в представленных Обществом счетах на оплату.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что факт оказания истцом услуг по Договору в спорный период ответчиком не оспаривается. Вместе с тем у сторон возникли разногласия относительно объема, качества и стоимости оказанных услуг.
Как следует из материалов дела, экономически обоснованный расчет стоимости услуг, указанной в Договоре, отсутствует. Форма и порядок обоснования изменения стоимости услуг в договоре не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим кодексом, другими законами или договором.
В нарушение приведенной нормы права в материалы дела не представлено доказательств согласования сторонами иной стоимости оказанных по Договору услуг.
Кассационная инстанция считает необоснованными доводы Общества об изменении цены услуги, приведенные в уведомлении.
В пункте 4.1 Договора сторонами предусмотрена возможность изменения тарифов по вывозу отходов.
Вместе с тем, как указано в данном пункте, оплата по Договору осуществляется по тарифам, устанавливаемым исполнителем в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Общество не представило Компании и суду доказательств, какие затраты и расходы привели к увеличению цены оказываемых услуг, не представлены документы, подтверждающие анализ себестоимости оказания услуг и мониторинг цен организаций, оказывающих аналогичные услуги, а также решение учредителей истца о необходимости повышения стоимости услуг.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования).
Согласно пунктам 4, 5 Основ ценообразования регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов. Тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с ТКО с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе ТКО.
Из пункта 6 Основ ценообразования следует, что регулированию подлежат следующие виды тарифов: а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов; в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 Правил регулирования тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев (за отдельными исключениями).
Пунктом 6 Правил регулирования предусмотрено, что регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов с приложением необходимых документов и информации.
Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы (пункт 19 Правил регулирования).
В рассматриваемом случае стоимость указанных в договоре услуг не является регулируемым тарифом и не определяется положениями законодательства в сфере установления тарифов.
Следовательно, нет оснований признавать правомерным одностороннее и произвольное увеличение Обществом стоимости услуги без его экономического обоснования.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция считает ошибочным вывод судов первой и апелляционной инстанций о правомерном увеличении исполнителем стоимости услуг.
В подтверждение оказанных по Договору услуг Общество представило в материалы дела копии счетов на оплату, содержащие сведения об объеме собранных и вывезенных ТБО по каждому многоквартирному дому, в отношении которого заключен Договор.
Кроме того, истцом в материалы дела представлены акты выполненных работ с указанием сведений об оказанных услугах, их объеме и стоимости. Указанные акты выполненных работ Компанией не подписаны.
Общество представило копии реестров на вывоз ТБО.
В представленных реестрах перечислены улицы, количество контейнеров, объем контейнеров (не по всем улицам), дата въезда на территорию захоронения ТБО, объем ТБО по каждому времени въезда, поставлены подписи водителя и контролера.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что реестры на вывоз ТБО не позволяют достоверно определить объем оказанных истцом ответчику услуг, а кроме того, реестры представлены в виде незаверенных копий.
Ответчик представил составленные с жителями многоквартирных домов акты нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ по сбору ТКО в многоквартирных домах, относительно которых заключен Договор.
Кроме того, Компания представила расчет в соответствии с условиями Договора и доказательства оплаты оказанных услуг в признаваемом объеме.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поскольку судом первой инстанции выяснены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, в результате полного, всестороннего и объективного исследования представленных в дело доказательств, нормы материального права применены правильно, суд кассационной инстанции полагает, что при отмене апелляционного постановления по причинам, указанным выше, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Также вы можете прочитать:
-
- Правила обращения с твердыми коммунальными отходами
- Норматив ТКО
- Приказ по ТКО. Образец для использования
- Площадки накопления ТКО
- Договор с региональным оператором. Штраф или договор?
- Что относится к твердым коммунальным отходам?
- Уборка территории многоквартирного дома
- Разъяснения по ТКО
- Норматив ТКО
- Уличный смет относится к ТКО?
- Не заключать договор с региональным оператором — возможно?
- Ликвидация несанкционированных свалок.
- Периодичность вывоза ТКО
- Крупногабаритные отходы