Пример HTML-страницы

Обучение по СЭМ

Стандарт ISO 14001 в системе базового обучения системы экологического менеджмента необходим для того, чтобы иметь основную информацию, необходимую для непрерывного внедрения СЭМ.

Что такое СЭМ – читаем здесь.

Зачем необходимо обучение по СЭМ

У большинства предприятий экологические вопросы решаются бессистемно.

Получите разрешениепостарайтесь соблюдать требованияотслеживайте сроки или требованияполучите  другое разрешение,  обновите этопроверьте все и постарайтесь ничего не упустить.

Это сбивает с толку исудя по томучто мы виделиредко работает хорошо.

СЭМ полностью устраняет эту проблему и представляет собой совершенно другой способ мышления в отношении вопросов окружающей среды.

Обучение по системе экологического менеджмента

Икак и все новоенеобычное и требующее определенных знаний и опыта, необходимо учиться СЭМ и научить техкто будет им пользоваться.

Это означаетчто любогокто собирается стать частью СЭМнужно научитьчто это такое и как СЭМ  применить на конкретном предприятии.

Что охватывает обучение по СЭМ

  1. Экологическая политика организации – в основном точего организация придерживаетсяво что веритк чему стремитсяее позиция и т.д. Это  своего рода – заявление компании по охране окружающей среды. Все участники обучения должны понимать основные ценности организации.
  2. Структура программы СЭМ – кто несет ответственностьКто следит за документациейКто проверяет СЭМ?  Каковы роли в СЭМ?
  3. Юридическая ответственность – какие типы разрешений и согласований имеет организация?  Кто управляет ими?
  4. Экологические аспекты:идентификация аспектов, которыми занимается организация и их влияние на окружающую среду.  Другими словами, каким образом объект взаимодействует с окружающей средой.
  5. Планы по снижению воздействия на окружающую среду – программа постоянного улучшения, т.е. уменьшения воздействия на окружающую среду.
  6. Как преодолевать проблемыпрограмма корректирующих действий на предприятии. Как поступить в случае сбоеваварийных ситуаций или других незапланированных происшествийкоторые какимлибо образом влияют на окружающую среду.
  7. Как проверить работу СЭМ на предприятии – кто это делает? Внутренние и внешние аудиты.

Обучение для персонала предприятия

Необходимо постоянно проводить обучение по СЭМ для персонала предприятия.

Процедура обучения по СЭМ должна быть прописана в положении предприятия по обучению СЭМ. Соответственно должна быть разработана программа по обучению СЭМ и бланки тестов по аттестации СЭМ. Данная документация обычно утверждается ПСЭМ.

Положение по обучению СЭМ должно описывать требования к обучению, чтобы гарантировать, что весь персонал, работающий на предприятии или от его имени в рамках системы экологического менеджмента, имеет соответствующую подготовку для эффективного выполнения своей работы в соответствии с экологической политикой компании.

Данная процедура применяется к обучению, предоставляемому всему персоналу, работающему на предприятии, а также персоналу подрядных организаций, оказывающих услуги или осуществляющие какие-либо работы на предприятии, аутсорсинговых компаний, временного персонала.

Обучение должно знакомить персонал с потенциально значимым экологическим воздействием работы предприятия и действиями персонала по снижению (уменьшению) воздействия аспектов предприятия на окружающую среду.

Весь персонал, работающий на предприятии, персонал подрядных организаций, аутсорсинговых компаний и т.д. должен пройти обучение в рамках системы экологического менеджмента.

Ответственная структура предприятия должна определить потребности в обучении всего персонала, работающего на организацию или от ее имени, чтобы обеспечить их компетентность для эффективного внедрения системы экологического менеджмента. Для этого необходимо задействовать руководителей функциональных подразделений / отделов.

Менеджер по персоналу должен отвечать за координацию потребностей в обучении и разработку годового плана обучения. Менеджер по персоналу также должен организовывать или координировать обучение и вести учет обучения персонала.

В рамках обучения по СЭМ можно для лиц, ответственных за обращение с отходами организовать обучение по обращению с отходами.  Обучение по обращению с отходами в рамках СЭМ необходимо для внедрения и исполнения процедуры управления отходами, образующимися в результате производственной деятельности предприятия, в рамках исполнения действующего законодательства.

Для руководства предприятия и лиц, принимающих решения в сфере экологической безопасности тоже необходимо предусмотреть проведение обучения.

Обучение по СЭМ

обучение по СЭМ

Стоит рассмотреть следующие виды программ обучения:
– Программы обучения по повышению осведомленности о стандарте ISO;
– Обучение внедрению системы экологического менеджмент;
– Обучение аудиторов системы экологического менеджмента;
– Другое специальное обучение на рабочем месте.

Виды обучения по СЭМ

Нижеперечисленное обучение может быть как плановым, так и внеплановым.

Внутреннее (внутрифирменное обучение) обучение – обучение сотрудника (или группы сотрудников), организованное силами  сотрудников предприятия или с привлечением сторонних организаций на территории предприятия, без отрыва от производства – на рабочих местах.

Виды  обучения персонала:

  • обучение при приеме на работу;
  • обучение рабочего персонала;
  • повышение квалификации;
  • аттестация;
  • технологическое обучение- при внедрении новых изделий, технологий,  оборудования;

Внешнее обучение

Внешнее  обучение сотрудников предприятия силами сторонних обучающих организаций (курсы, семинары и т.п.) на территории обучающих организаций:

  • семинары;
  • конференции;
  • беседы «за круглым столом»;
  • курсы по подготовки  и переподготовки кадров.

Определение потребности в обучении 

Потребность в обучении сотрудников предприятия выявляется:

  • при разработке планов;
  • при проведении аттестации персонала;
  • при реализации проектов (внешних и внутренних);
  • по  требованию законодательства (при изменении и введении новых нормативных актов);
  • для  вновь принятых руководителей и специалистов:
  • при изменении законодательства.

Формирование план-графика обучения персонала

Руководители подразделений в установленный срок предоставляют менеджеру по персоналу, заявки на обучение соответствующего подразделения (далее по тексту – Заявки на обучение)  на  следующий год по установленной форме.

Менеджер по персоналу на основании поданных заявок составляет проект годового План – графика  обучения персонала (далее по тексту План –график)  на следующий год, выполненный в произвольной форме, который содержит сведения об обучении персонала подразделений с указанием темы обучения, вида  и количества обучаемых сотрудников.

При необходимости проведения внепланового обучения или в случае потери необходимости в запланированном обучении руководитель структурного подразделения  информирует об этом (в форме служебной записки) менеджера по персоналу.

Программы обучения по СЭМ разрабатывает и утверждает  представитель руководства по СЭМ.

Преподаватель внутреннего обучения назначается приказом по предприятию после обучения по данному направлению в сторонней организации.

Итоги обучения.

Обучение  оценивается по качественным показателям.

Учет обучения и оценка эффективности

Необходимо рне только учить, но и вести учет обучения персонала. Когда проводится обучение, имена сотрудников, участвующих в нем, должны быть занесены в Журнал учета обучения по СЭМ.

После обучения необходимо оценить эффективность обучения с помощью анкет, тестов, оценки работы и внутренних аудитов. Метод, используемый для оценки эффективности обучения, должен быть описан в положении об обучении.

Положение об организации обучения требованиям стандарта ИСО – образец

1.1. Назначение

Настоящее положение устанавливает цели, порядок организации и проведения обучения персонала предприятия требованиям стандарта ИСО14001:2015.

Цель:

– обеспечение выполнения экологической политики ***;

– соблюдение требований ISO 14001:2015.

1.2. Область применения

Настоящее положение применяется в *** и распространяется на персонал организации и лиц, привлекаемых по договорам подряда.

1.3. Нормативные ссылки

В настоящем положении использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 54298-2010 Системы экологического менеджмента. Порядок сертификации систем экологического менеджмента на соответствие ГОСТ Р ИСО 14001-2007.

1.4. Термины, определения, сокращения и обозначения

Термины, их определения, сокращения и обозначения, используемые в положении приведены в ***

1.6 . Ответственность

1.6.1. Представитель руководства по СЭМ несет ответственность:

– за определение потребности в обучении персонала требованиям стандарта ИСО14001:2015;

– за подготовку методического материала по обучению персонала требованиям стандарта ИСО14001:2015;

– за пересмотр и корректировку данного положения;

– за проведение инструктажа по системе экологического менеджмента для по-ступающих на работу и для работников подрядных организаций;

– за проведение планового и внепланового обучения специалистов, руководите-лей;

– за проведение аттестации по результатам обучения.

1.6.2. Дирекция по персоналу несет ответственность:

– за своевременное направление персонала на обучение, учет прохождения ра-ботниками обучения;

– за проведение внешнего обучения;

– за получение документов об обучении.

1.6.3 Руководители подразделений несут ответственность:

– за осведомленность рабочего персонала о значимости экологических аспектов.

1.6.4. Генеральный директор предприятия несет ответственность за создание условий для функционирования системы подготовки и обучения персонала тре-бованиям стандарта ИСО14001:2015.

2. Порядок проведения обучения

2.1. Цели обучения

Цель обучения персонала – формирование и поддержание необходимого уровня квалификации персонала с учетом целей и задач экологической политики.

2.2. Виды и форма обучения

Система обучения персонала в организации проводится в соответствии с **** и предусматривает следующие виды обучения:

2.2.1. внутреннее обучение:

– инструктаж по системе экологического менеджмента для поступающих на работу;

– обучение персонала;

– инструктаж по системе экологического менеджмента для работников подрядных организаций;

2.2.2. внешнее обучение:

– обучение по СЭМ;

– повышение профессионального уровня специалистов и руководителей.

2.3. Определение потребности в обучении

Потребность в обучении персонала предприятия требованиям стандарта ИСО14001:2015 определяется:

– на основании экологической политики предприятия;

– с учетом идентификации и оценке экологических аспектов предприятия на планируемый год;

– с учетом реестра принятых обязательств на планируемый год;

– на основании приказа предприятия «О назначении лиц, ответственных за

обращение с отходами»;

– на основании штатного расписания предприятия.

2.4. Формирование план-графика обучения персонала

Процедура формирования план-графика обучения поводится в соответствии с ***.

3. Обучение персонала

3.1. Общие требования по организации обучения

Внутреннее обучение осуществляется специалистами *** по программе обучения, разработанной *** и утвержденной представителем руководства по СЭМ.

Внешнее обучение осуществляется силами сторонних обучающих организаций (курсы, семинары и т.п.) на территории обучающих организаций.

Требования по комплектованию учебных групп и назначению преподавателей должны соответствовать ***.

3.2. Внутреннее обучение

3.2.1. Инструктаж по системе экологического менеджмента для поступающих на работу

Весь принимаемый на работу персонал независимо от их образования, стажа работы по данной специальности или должности проходит инструктаж по СЭМ для поступающих на работу. Инструктаж проводит специалист ***. Запись о прохождении инструктажа вносится в Журнал регистрации вводного инструктажа по системе экологического менеджмента.

Форма журнала регистрации представлена в приложении № 1.

3.2.2. Инструктаж по системе экологического менеджмента для работников подрядных организаций

Все работники подрядных организаций перед проведением работ (оказанием услуг), проходят инструктаж по СЭМ. Инструктаж проводит специалист ****. Запись о прохождении инструктажа вносится в Журнал регистрации вводного инструктажа по системе экологического менеджмента для подрядных организаций.

3.2.3. Обучение персонала

С целью обучения персонала предприятия требованиям стандарта ИСО14001:2015. организовано внутреннее обучение персонала:

– ознакомление с памятками по профессиям;

– плановое обучение специалистов, руководителей;

– внеплановое обучение специалистов, руководителей.

3.2.3.1. Ознакомление с памятками по профессиям по СЭМ

Инструктаж рабочих осуществляется на рабочем месте через ознакомление под роспись работников предприятия с памятками по профессиям.

Инструктаж проводится непосредственным руководителем и осуществляется при устройстве (переводе) на работу или внесении изменений в памятку для работы.

Памятка по профессиям содержит следующую информацию:

-группу и наименование экологических аспектов, возникающих на рабочем месте;

-способы управления экологическими аспектами;

-перечень требований к работнику по соблюдению мер безопасности при выполнении технологических операций.

Памятка по профессиям разрабатывается *** совместно с руководителями подразделений.

3.2.3.2. Плановое обучение специалистов, руководителей

Плановое обучение специалистов, руководителей осуществляется *** по Программе обучения по системе экологического менеджмента (далее программа обучения по СЭМ).

Программа обучения по СЭМ разрабатывается ООТиПБ и утверждается представителем по СЭМ.

Программа раскрывает информацию по основным элементам СЭМ:

– что такое система экологического менеджмента;

– экологическая политика предприятия;

– что относится к экологическим аспектам;

– где возникают экологические аспекты с указанием примеров;

– кто управляет экологическими аспектами;

– как работающий может управлять экологическими аспектами.

Обучение может происходить в виде лекций (в виде презентации) и семинаров.

По итогам обучения проводится аттестация в виде тестирования.

Периодичность обучения – один раз в год.

3.2.3.3. Внеплановое обучение специалистов, руководителей

Внеплановое обучение специалистов, руководителей проводится в соответствии с пунктом ****по программе обучения по СЭМ, утвержденной представителем по СЭМ.

По итогам обучения проводится аттестация в виде тестирования.

Периодичность обучения – по мере необходимости.

3.3. Внешнее обучение

3.3.1. Обучение по системе экологического менеджмента (СЭМ)

Обучение по СЭМ осуществляется:

– для лиц, ответственных по СЭМ в подразделениях и внутренних аудиторов ***.

Обучение осуществляется на основании плана-графика обучения на планируемый период путем обучения во внешних специализированных организациях.

Учебный процесс организуется по учебным программам, разработанным сторонними организациями, привлекаемыми для проведения обучения.

3.3.2. Повышение профессионального уровня специалистов и руководителей

Повышение профессионального уровня осуществляется:

– для генерального директора, главного инженера, начальника ***, инженера по экологической безопасности;

– для назначенных приказом *** лиц, ответственных за обращение с отходами.

Обучение осуществляется путем обучения во внешних специализированных организациях.

Обучение проводится:

– для генерального директора, главного инженера, начальника ***, инженера по экологической безопасности при устройстве (переводе) на работу – по программе повышения профессиональных знаний руководителей и специалистов организаций в области экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

– для лиц, на которых приказом *** была возложена ответственность за соблюдение требований за обращение с отходами при устройстве (переводе) на работу или при внесении изменений в приказ *** «О назначении лиц, ответственных за обращение с отходами» – по программе повышения квалификации «Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами 1- 4 класса опасности».

Обучение осуществляется на основании плана-графика обучения на планируемый период путем обучения во внешних специализированных организациях.

Учебный процесс организуется по учебным программам, разработанным сторонними организациями, привлекаемыми для проведения обучения.

4. Итоги обучения

Обучение заканчиваются зачётным мероприятием (тестированием, собеседованием, сдачей экзаменов или зачетов, получением удостоверений или сертификатов) в соответствии с ****.

4.1. Итогами внутреннего обучения являются:

– в рамках инструктажа – заполненные журналы регистрации вводного инструктажа по СЭМ;

– в рамках обучения на рабочем месте для персонала – ознакомление с памятками для работы на рабочем месте;

– плановое, внеплановое обучение персонала – результаты аттестации в виде те-стирования, протокол по результатам обучения.

4.2. Итогами внешнего обучения является получение документа об обучении.

5. Критерии результативности обучения

Критериями результативности обучения является:

4.1. При внутреннем обучении:

– осведомленность персонала предприятия, включая персонал подрядных организации, о экологической политике предприятия, о принятых процедурах, их взаимосвязи, значимость и ответственность за их выполнение;

– удовлетворительное прохождение аттестаций, не более 5 % “не аттестованных”.

4.2. При внешнем обучении:

– получение документа об обучении.

6. Хранение документации

7.Приложения

 

 

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( Пока оценок нет )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

Пример HTML-страницы