Пример HTML-страницы

Разъяснения по ТКО. Октябрь 2019 года

Кому интересна тема ТКО – почитайте разъяснительное письмо минприроды по вопросу обращения с ТКО. Что такое твердые коммунальные отходы в 2020 году,  передача твердых коммунальных отходов региональному оператору, вывоз ТКО рег.оператором, вопросы обращения с ТКО читаем:

Разъяснения по ТКО для предприятий (юридических лиц и индивидуальные предприниматели), что здесь интересно:

❗ У предприятий также образуются ТКО, о чем я писала (по промышленных предприятиям) здесь и здесь ( по всем предприятиям и населению).

Отходы не относящиеся к ТКО вы можете самостоятельно посмотреть в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).

Что входит в состав ТКО с 2019 года читаем здесь.

Смет с территории предприятия малоопасный относится к ТКО или нет? Читаем здесь.

Пищевые отходы относятся к ТКО? Читаем здесь.

❗ Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключать договор с рег. оператором на оказание услуг по обращению с ТКО. Вывоз и захоронение ТКО  в соответствии с договором производит региональный оператор. Позиция гос. органов – лицо, у которого образуется ТКО является его собственником.

❗ Об установлении прав собственности на отход (кто является собственником твердых коммунальных отходов), написано здесь.

Описан порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО .

❗ Для расчета с рег. оператором учет ТКО может вестись исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО . При этом нормативы ТКО устанавливаются органами исполнительной власти…

❗ Разъяснено, что растительные отходы не относятся к ТКО.

Разъяснения по ТКО для физических лиц также интересны вышеизложенные пункты 4 и 5, а также:

❗ Крупногабаритные отходы (КГО) относятся к ТКО.

❗ Отходы, образующиеся от текущего ремонта жилых помещений относятся к КГО, следовательно относятся к ТКО, следовательно, их обязан вывозить рег. оператор.

❗ Отходы, образующиеся при капитальном ремонте не относятся к ТКО, рег. оператор их вывозить не обязан.

❗ Разъяснено, что отходы, образующиеся от отопления зданий ( зола дров, углей) могут быть отнесены к ТКО, но при этом складирование этих отходов в горячем состоянии, способном привести к пожару, в контейнеры – запрещено.

Разъяснения по ТКО по уборке мест погрузки ТКО:

❗ Рег. оператор обязан при разгрузочно-погрузочных работах убрать место погрузки ТКО.

Разъяснения по ТКО в части создания площадок для установки контейнеров для сбора ТКО:

❗ На органы местного самоуправления муниципальных образований (МО) возложена обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО.

❗ Также сказано, что обязанность МО – организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов, образующихся на территории МСУ.

Кто должен приобретать контейнеры для установки на площадке для сбора ТКО (разъяснения по ТКО) ?

❗ Собственниками земельный участков, органами МСУ, в случае если ими было принято решение о создании площадки для сбора ТКО, потребителями и рег. оператором (на определенных условиях).

Кто должен убирать несанкционированные свалки ТКО (разъяснения по ТКО)?

Несанкционированные свалки ТКО, расположенные на неразграниченных землях, должны убирать органы МСУ. Если известен собственник ТКО, то вывоз ТКО должен осуществлять собственник. Если у земельного участка, на котором размешены ТКО имеется собственник, то убирать несанкционированную свалку ТКО должен собственник земельного участка.

Крупногабаритный мусор кто должен вывозить – читаем здесь.

Периодичность выоза мусора читаем здесь.

Подробнее по вопросу: разъяснения по ТКО можете ознакомится с письмом самостоятельно:

 

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 11 октября 2019 г. N 08-25-53/24802

О НАПРАВЛЕНИИ
РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ВОПРОСУ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ
ОБРАЩЕНИЯ С ТКО (разъяснения по ТКО)

 
Минприроды России в связи с неоднократным поступлением обращений по вопросам регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в пределах имеющихся полномочий полагает возможным разъяснить следующее.
1. Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон N 89-ФЗ) определено, что твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (разъяснения по ТКО в части образования отходов у юридических лиц)
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (далее – региональный оператор), в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (Правила N 354), применяются в зависимости от принятого на территории субъекта Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
При этом согласно положениям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, установленных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 (Правила N 505).
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом “а” пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах N 354.
Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 (далее – Правила определения нормативов), и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр (далее – Методические рекомендации).
В связи с вышеизложенным, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
В свою очередь Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категорий объектов, на которых образуются ТКО.
Таким образом, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО.
В соответствии с ЖК РФ, под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014
 “Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования” (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 г. приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. N 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.
В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее – Постановление N 290), работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.
На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
2. Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее – Правила N 1156), установлено, что крупногабаритные отходы (далее – КГО) это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с Правилами N 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Способы складирования КГО:
1. В бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
2. На специальных площадках для складирования КГО.
В связи с тем, что площадки для складирования КГО могут быть расположены не в непосредственной близости от источника их образования, пунктом 12 Правил N 1156 предусматривается, что потребители имеют самостоятельную возможность доставить КГО на площадку для их складирования, определенную договором на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
На основании изложенного, КГО образуются у физических лиц и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
С учетом положений Правил N 1156 в части определения КГО, их складирования, а также Правил определения нормативов в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются КГО), КГО должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО (разъяснения по ТКО в части крупногабаритных отходов)
При этом согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Таким образом, отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
3. Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Таким образом, исходя из указанного определения, отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических лиц в процессе отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) могут быть отнесены к ТКО на основании основного признака, как отходы, образованные внутри жилого помещения, и также подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Одновременно Минприроды России сообщает, что в соответствии с абзацем вторым пункта 14 Правил N 1156 в контейнерах запрещается складировать, в частности, горящие, раскаленные или горячие отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Следовательно, если образованные физическими лицами отходы в результате отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) в конкретном случае являются горящими, раскаленными или горячими отходами, то их складирование в контейнерах не допускается.
4. Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами N 1156.
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил N 354 установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 (далее – Основы ценообразования).
Таким образом, уборка мест погрузки ТКО – действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора (разъяснения по ТКО в части уборки отходов)
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 г. органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность по осуществлению которой возложена на регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее – Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту “д(2)” пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
При этом в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления МКД:
1. в решении общего собрания собственников помещений в МКД – в случае, если управление МКД осуществляется непосредственно собственниками помещений в МКД;
2. в договоре управления МКД – в случае, если в установленном порядке выбран способ управления МКД управляющей организацией (пункт 2 Постановления N 290).
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1)Минимального перечня услуг).
При этом под “организацией” понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в пунктах 6.12.6 – 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе выкат контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Одновременно Минприроды России сообщает следующее.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:
– установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;
– содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования).
Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов.
По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями (разъяснения по ТКО в части организации хранения ТКО)
5. Согласно пункту 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее – место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления (далее – орган МСУ) и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7
 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон N 7-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы МСУ. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами МСУ ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также позволяющих производить их утилизацию и обработку.
Пунктом 7.8 “ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения” установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении.
Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы МСУ ( разъяснения по ТКО в части ликвидации свалок).
В случае осуществления ликвидации несанкционированной свалки ТКО силами регионального оператора, согласно пункту 17 Правил N 1156, за региональным оператором остается право обращения в суд с требованием о взыскании понесенных убытков.
Дополнительно Минприроды России сообщает, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи, следует учитывать, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
 
Заместитель Министра
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
В.Г.ЛОГИНОВ

Также вместе со статьей: разъяснения по ТКО вы можете прочитать:

Людмила Лисичникова
Оцените автора
( Пока оценок нет )
EcoProverka.ru
Добавить комментарий

  1. Ирина

    Добрый день!
    Посоветуйте, пожалуйста, как быть с заполнением строк по отходам картона и бумаги в журнале движения отходов и затем в 2-тп отходах, если с 2019 г по законодательству размещать эти отходы на полигоне нельзя, но по факту мы их не сдаем на переработку , а продолжаем кидать в контейнер с ТКО?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый Если немного образуется, то не показывайте как отдельные виды отходов. Картон и бумага входят в состав мусора от офисных… Если много, то надо организовывать сбор…

      Ответить
  2. Галина

    Из разъяснения в области обращения с ТКО: “Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон N 89-ФЗ) определено, что твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
    К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами”.
    Подскажите, если отходы образуются в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей образующиеся в процессе деятельности не в жилых помещениях и юр. лица не оказывают услуги населению – являются ли эти отходы ТКО?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Смотря какие. Мне кажется я понятно написала здесь, почитайте пожалуйста. может вопрос снимется – https://ecoproverka.ru/dogovor-s-regionalnym-operatorom/

      Ответить
  3. Надежда

    Здравствуйте! Договор на вывоз ТКО с 1.01.18г, все это время растительные отходы относились к ТКО, теперь после письма Минприроды растительные отходы не стали вывозить, ссылаясь на письмо Минприроды. С каких пор письма стали отменять закон? Я живу в частном секторе, есть земельный участок, так вот по письму Минприроды, ТКО- это то, что образуется в жилом помещении, земельный участок не берется во внимание, тогда почему в частном доме тариф выше, чем в квартире?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый вечер! Ну что могу сказать. Есть федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242. В соответствии с ним:
      7 31 300 00 00 0 – Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам:
      7 31 300 01 20 5 -растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и
      7 31 300 02 20 5 – растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.

      С этой позиции это все таки ТКО. А в ФЗ я не нашла информации о том. что растительные отходы это ФККО. Так что напишите подробнее – какой закон отменяет это письмо?
      По поводу тарифа напишите обращение в региональное министерство тарифов, в прокуратуру.

      Ответить
  4. Александр

    Здравствуйте! У меня в собственности квартира в 2-х квартирном жилом доме в сельской местности (досталась по дарению), на данный момент в ней ни кто не прописан и не проживает (убыли в связи со смертью). Все справки предоставлены оператору, на начисления продолжаются как за одного проживающего. Правомочно это?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Здравствуйте. Если проживающий в квитанции вы, квитанция на вас, попробуйте предоставить документы о том, что вы за проживание по другому адресу оплачиваете ТКО.

      Ответить
  5. Ольга

    Добрый день. Если в сельской местности жилой дом имеет четыре квартиры, то начисление идет как в многоквартирном доме, правомочно ли это?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый. В многоквартирных домах начисление идет по площади, в сельских – по количеству человек. Я не могу знать является ли 4-ех квартирный дом многоквартирным – это уже не моя компетенция.

      Ответить
  6. Любовь

    Добрый день! А полигоны находящиеся в Ленинградской области могут принимать ТКО? Если отходы из СПБ, а не Лен. области?

    Ответить
  7. Татьяна Богославцева

    Добрый день! Мы предприятие 3 категории, у нас есть договор с региональным оператором. Региональный оператор предоставил справку что они вывезли за год 156 метров кубических ТКО. Подскажите пожалуйста, пытаюсь перевести в тонны, для заполнения отчетов. Мы находимся в Ростове, у нас действуют нормативы по Постановлению № 2 Министерство ЖКХ Ростовской области от 8 февраля 2018, У нас категория административные и офисные учреждения.Верно ли я перевожу 156 м. куб* 121 кг/м.куб( плотность отходов)=18876 кг=18.9 тонн за год? Просто проверяя прошлые годовые отчеты и справки ( я работаю экологом только 2 месяца) Отходы были гораздо больше за год, больше 100 тонн. Может я что то считаю не так? За ранее спасибо за ответ!

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Правильно вы посчитали. Может раньше не правильный расчет был… Отчитывайтесь по новым цифрам, тем более у вас подтверждающая цифра есть от рег. оператора. А 100,0 тонн тоже по ТКО было?

      Ответить
  8. Татьяна Богославцева

    Спасибо большое. Да в отчетах вносили больше 100т мусор от офисных и бытовых помещений неорганизованный, были справки от организаций которые вывозили у нас мусор с контейнеров, и вносили эти данные в отчет. Может я что то не правильно делаю? Заполняю отчет МСП, в него же просто вносятся данные по тем отходам что мы сдали за год в том числе и мусор от помещений(т.е ТКО) Верно? За ранее спасибо!

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      А зачем вы МСП заполняете если отчет отменен?

      Ответить
  9. Дмитрий

    Доброго времени. Разъясните мне пожалуйста такой момент, могут ли два и более юр лица собирать свои ТКО в один контейнер, с последующим вывозом рег оператором. Да? Нет? На основании чего?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      В договоре с рег. оператором у каждого юр лица прописан именно этот контейнер? Пункт 9 Правил обращения с ТКО : 9. Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
      15. Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
      Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

      Ответить
      1. Дмитрий

        Договора пока нет, предполагается заключение. Два юр лица расположенных в одном здании, можно ли этим юр лицам использовать один контейнер на двоих, а не ставить два отдельных , которые будут практически полупустыми?

        Ответить
        1. Людмила Лисичникова автор

          Если рег. оператор заключит с вами договор, то почему нет…

          Ответить
  10. Бахтина Ирина

    Правомочно ли начисляют за обращение с тко за дачный дом, если там никто не прописан? И еще ,что делать если сами “мусорщики” вытаскивают из мусорных контейнеров упаковку от телевизора и т.д. якобы крупногабарит, прямо на дорогу напротив моего дома?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Обратитесь в прокуратуру.

      Ответить
  11. Валерия Песчанская

    Добрый день! Не можем разобраться с формулировкой “Таким образом, не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

    образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;” Когда образуются? В год, в месяц? Или подразумевается, что образуется мелкий бытовой мусор (сейфы мы в мусор не выбрасываем)

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый вечер. Форма отчета – годовая. Значит и требование по 0,1 тонны за год…

      Ответить
  12. Василий Иванович

    Добрый день! Есть такая ситуация: есть предприятие 2 категории, большинство площадей где расположены подразделения находятся в аренде, арендодатель включил в договоры ТКО, с формулировкой что вывоз осуществляется арендодателем как агентом. У арендодателя есть договор с Региональным оператором, отходы вывозятся регулярно. Возникает вопрос как нам отчитываться за ТКО, надо его показывать? Или не надо? В декларацию ТКО включены. Так же возникает ситуация что арендодатель крупный и не разделяет наши отходы от других, и отказывается предоставлять акты от регионального оператора.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый. Договор должен быть у вас с рег. оператором. Тогда снимается вопрос как отчитываться. Если у вас образуются ТКО, то и договор на ТКО вы должны заключать с рег. оператором – иначе грозит часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ

      Ответить
  13. владимир

    если я нахожусь в командировке а дома никто не живет должен я платить за тко

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Должен. Норматив же от площади. А площадь и без вас живет… Извините за юмор.

      Ответить
  14. Нина Максимова

    Подскажите, пожалуйста у ООО есть договор на обращение с отходами, мы оплачиваем ежемесячно 1куб. метр за вывоз ТКО, должны ли мы сдавать отчет 2-ТП (отходы)

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      https://ecoproverka.ru/otchetnost-2-tp-othody/ Почитайте условия для сдачи 2-ТП отходы.

      Ответить
  15. Елена

    Добрый день! В собственности два смежных участка в сельской местности, на одном недостроенная баня (без перекрытия, окон и дверей, крыша без покрытия – проживать в ней невозможно), на втором фундамент под дом, никаких жилых помещений или зданий нет, Красноярскэнергосбыт выставил счет за вывоз мусора задним числом за несколько месяцев в виде задолженности за вывоз ТКО, не смотря на то что мусор с данных участков (около 5лет) ни разу ни кем не вывозился. Сама я прописана в г. Красноярске в многоквартирном жилом доме и оплачиваю ТКО по месту проживания.
    На вопрос о отказе оплаты за не оказанные услуги компания утверждает:

    Ответ компании
    Основанием начисления по услуге “обращению с ТКО” является Федеральнй Закон № 89-ФЗ, а также реестры по оказанию услуг Регионального оператора, предоставленные в адрес ПАО “Красноярскэнергосбыт”.
    Начисления по услуге за “обращение с ТКО” производятся с 01.01.2019, таким образом, согласно данным Регионального оператора по Вашему лицевому счету произведены доначисления в расчетном периоде “октябрь 2019” с января 2019.
    Согласно Федеральному Закону № 89-ФЗ, а также Постановлению Правительства № 1156 отказаться от услуги Регионального оператора невозможно.

    Насколько правомерны действия регионального оператора и
    может ли ПИСЬМО от 11 октября 2019 г. N 08-25-53/24802 О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ВОПРОСУ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО быть основанием для оспаривания указанных начислений?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Почитайте, увидите аналогии – https://ecoproverka.ru/ne-zaklyuchat-dogovor-s-regionalnym-operatorom/

      Ответить
  16. Ирина Иванова

    Добрый день! Я ИП КФХ занимаюсь растениеводством, земля и складское помещение в аренде,рабочих- нет, работа сезонная,т.е.полгода.Хотелось бы узнать точный квалифицированный ответ на вопрос:нужно ли заключать договор с рег оператором на вывоз ТКО,если уже заключен договор ,с этим же оператором,как физ.лицо.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ: Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, –
      влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
      В вашем случае от 30,0 тыс.
      Вопрос в другом образуется ли у ИП ТКО:https://ecoproverka.ru/tvyordye-kommunalnye-othody-chto-k-nim-otnositsya/ Думайте сами. Физ. лицо заключает договор с рег. оператором за ТКО от домовладения, но не от ИП.

      Ответить
  17. Алексей Гейценрейдер

    Добрый день! У нас сеть канцелярских магазинов, большую часть отходов (картон) забираем сами на центральный склад, от туда уже сдаем в переработку, соответственно фактического ТКО в магазинах остается очень мало. Так как у нас нет возможности установить собственные контейнера под ТКО, региональный оператор, исходя из нормативов накопления ТКО, выставляет нам счета по полной стоимости. Что мы можем предпринять в данной ситуации, что бы счета за вывоз уменьшились?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Я думаю 2 варианта: установить свои контейнеры и подписывать счета-фактуры по факту или платить по полной стоимости. Дело в том,что рег. оператор начисляет по площади. Ему это выгодно и им дан государством практически карт-бланш. Например – https://ecoproverka.ru/ne-zaklyuchat-dogovor-s-regionalnym-operatorom/

      Ответить
  18. Ольга Букач

    Добрый день!
    наше предприятие относится к 3 категории.
    Кроме ТКО, есть еще такой отход, как “Инструменты лакокрасочные (кисти, валики), загрязненные лакокрасочными материалами ( в количестве менее 5%), код ФККО 89111002524.
    Оператору мы не можем ведь его передавать?
    Тогда куда мы должны сдавать?
    Ведь в декларации об оплате за НВОС он у меня проходит

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Добрый. Если рег. оператор принимает этот отход, у него в приложении к лицензии он есть – то почему не можете? Почитайте еще: https://ecoproverka.ru/zapret-na-zahoronenie-othodov/

      Ответить
  19. Алексей Гейценрейдер

    А есть ли вариант установить не большой контейнер в магазине, если как-нибудь доказать что отходы у нас только бумага и пластик?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Думаю нет. Рег. оператор в договоре прописывает место установки контейнера. Центральный склад далеко находится? Возможно заключить договор на центральный склад и оттуда осуществлять передачу ТКО рег. оператору?

      Ответить
  20. Владислав Романов

    Здравствуйте!
    Исходя из понятий 89-ФЗ главным критерием отнесения отходов к ТКО является определение в “К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами”.
    Отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (ФККО 7 36 100 02 72 4) и Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (ФККО 7 36 100 01 30 5) образуются по аналогии с бытовыми (на кухне (в столовой) и их принимал региональный оператор.
    Сегодня из РПН вернули отчет 2-ТП с пометкой данные отходы не являются ТКО и не подлежат передачи рег. оператору.
    Следовательно за них мы должны заплатить за их размещение. Правомерны ли их действия?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      https://ecoproverka.ru/tvyordye-kommunalnye-othody-chto-k-nim-otnositsya/ – почитайте эту статью.
      Мое мнение да, правомерны. Региональный оператор принимает не только ТКО, но и другие отходы производства. И следовательно вы должны платить за их размещение.

      Ответить
  21. Сергей

    В Москве есть региональный оператор, вроде как отсрочку Москва получила до 2022 г.?
    Подскажите

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Отсрочку в чем?

      Ответить
  22. Илья

    Кто должен осуществлять организацию контейнерной площадки (места для сбора мусора) если юрлицо обладает нежилым зданием? Законом четко не установлено. Значит муниципалитет?

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Контейнерная площадка для сбора ТКО от ЮЛ? То тогда само ЮЛ.

      Ответить
  23. Оксана

    Здравствуйте, услуга по сбору ТКО оказывается услуга на территории сельских поселений, а там только частный сектор. И сбор мусора осуществляется один раз в неделю, емкостей для сбора мусора нет. И собственно вопрос, кто должен обеспечить частных лиц емкостями для сбора ТКО. До всей мусорной реформы, местный перевозчик, предоставлял бочки, бесплатно.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      В разъяснениях написано об этом.

      Ответить
  24. Марина

    Здравствуйте, Людмила. Хотелось бы знать Ваше мнение на следующий вопрос. Может ли юридическое лицо передавать отходы ТКО (мусор офисный) при больших объемах как рег. оператору, так и другому перевозчику (например 50 на 50%). Какие могут быть применены санкции, ведь договор с рег. оператором предприятие заключило и требования законодательства выполнило. Какие могут последовать санкции со стороны надзорных органов. Благодарю.

    Ответить
    1. Людмила Лисичникова автор

      Извините за поздний ответ, болела. Отходы ТКО передавайте рег. оператору, остальные отходы (не ТКО и подлежащие вывозу на полигон) – другому перевозчику.
      Иначе светит часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ и штраф на ЮЛ в минимальном размере 100,0 тыс. руб, + штраф н должностное лицо в минимальном размере 10,0 тыс. руб.

      Ответить
Пример HTML-страницы