EcoProverka.ru
Назад

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году

Опубликовано: 04.02.2020
Время на чтение: 14 мин
23
396

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году это похоже новый квест для бедных экологов. Модулем пользоваться нельзя, прием расчета платы будет производиться только через личный кабинет природопользователя. При том, что база забита именно в МП, а в личном кабинете надо перебивать все заново.

Исчисление платы за негативное воздействие на ОС.

Для кого-то прописные истины, но всё же.

Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду

За негативное воздействие на окружающую среду должны платить ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ::

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

часть 1 статьи 16 ФЗ "Об охране окружающей среды"

Исключение: Объекты негативного воздействия на окружающую среду 4 категории (часть 1 статьи 16.1 ФЗ "Об охране окружающей среды").

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

<Письмо> Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370 "О плате за НВОС"*

Если у вас образуется отходы из группы ТКО, то в этом случае ваше предприятие не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае плательщик - региональный оператор по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по размещение (статья 16.1 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Как рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается по фактическому количеству выброшенных загрязняющих веществ, сброшенных загрязняющих веществ, размещенных отходов ( статья 16.2 ФЗ " Об охране окружающей среды") за отчетный период.

  1. Выбросы загрязняющих веществ учитываются по каждому эксплуатируемому источнику в отчетный период- по данным журнала учета выбросов.
  2. Сбросы загрязняющих веществ - по данным журнала учета качества сточных вод. Хочется обратить внимание на то, что если сброс происходит в централизованные системы водоотведения, то плату вносит организация, принимающая сточные воды вашего предприятия. А вы уже оплачиваете этой организации её расходы.
  3. Размещенные отходы - по данным журнала учёта отходов. Плата не осуществляется за отходы накапливаемые на предприятии, за отходы переданные на утилизацию или обезвреживание.

При расчете платы за негативное воздействие вы должны учитывать имеющуюся разрешительную документацию:

  • в пределах нормативов выбросов, сбросов и выше;
  • в пределах нормативов временно разрешенных выбросов, сбросов и выше;
  • в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления и выше.

Сверхлимитное загрязнение окружающей среды

Сверхлимитное загрязнение окружающей среды - это привычный в обиходе нам термин, обозначающий превышение нормативов, лимитов.

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

По сути этой нормы закона после получения комплексного экологического разрешения или декларации о воздействии на окружающую среду для ОНВОС 1, 2 категории эти документы являются разрешительными.

На объектах I и II категорий до получения комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду временно разрешенными выбросами / сбросами признаются лимиты на выбросы /сбросы

статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Разъяснения для ОНВОС 3 категории - что нашла:

В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).

Письмо Минприроды России от 20.09.2019 N 12-47/22755 "Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха"

При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ 19) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
 

Получается, что для ОНВОС 3 категории действует следующее правило:

  • показанное в отчете ПЭК количество выбросов и сбросов ЗВ (за исключением веществ 1, 2 класса опасности) признается количеством в пределах нормативов.
  • по веществам 1, 2 класса опасности у ОНВОС 3 категории имеются расчеты нормативов, следовательно для этих веществ превышения нормативов устанавливаются исходя из указанных расчетов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - сроки

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

ст. 16.4 ФЗ "Об охране окружающей среды"

При этом:

  1. вносятся ежеквартальные авансовые платежи - в срок не позднее 20-ого числа следующего за отчетным кварталом месяца.
  2. За 4 квартал авансовые платежи не вносятся - вносятся уже скорректированная годовая плата за вычетом 3-ех кварталов.
  3. Субъекты малого и среднего предпринимательства не вносят квартальные авансовые платежи.

Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

1) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате за предыдущий год - самый простой вариант;

2) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.

Срок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 10 марта года.

Несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду

За несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрено 2 наказания:

  • статья 8.41 КоАП РФ;
  • оплата пеней, в том числе за несвоевременное внесение квартальных авансовых платежей, Об этом вы можете прочитать в статье 16.4 ФЗ " Об охране окружающей среды".

Ненормируемые вещества и плата

Надо ли включать в декларацию и платить за выбросы не подлежащие нормированию?

Мое мнение:

Смотрим законодательство:

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

пункт 4 статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды"

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

пункт 5 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 14.07.2017) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" .

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

На сегодня действующее Постановление по ставкам платы:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 сентября 2016 г. № 913 "О СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТАХ".

Таким образом: платежная база формируется из выбросов в пределах ПДВ, ВСВ и сверхлимита. При этом, нормативы допустимых выбросов устанавливаются в отношении веществ из перечня, ставки платы устанавливаются также в отношении веществ из перечня, следовательно, делаем вывод - расчет платы надо производить в отношении веществ из перечня.

Если вопрос касался твердых частиц, отнесенных к взвешенным (пыль абразивная, сажа, железо оксид), то есть разъяснения:

ПИСЬМО от 16 января 2017 г. № АС-03-01-31/502 

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по вопросу нормирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее - Распоряжение N 1316-р) в дополнении к письму от 07.10.2016 N ОД-08-02-31/20716 сообщает следующее.Распоряжением N 1316-р в соответствии с п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" утвержден закрытый перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее - Перечень),В раздел I "Для атмосферного воздуха" Перечня включена позиция "взвешенные вещества".Выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твердым частицам, присутствуют в Перечне и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ). По мнению Минприроды России, все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как "взвешенные вещества".Также сообщаем, что утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - ставки платы) содержат позицию "взвешенные вещества".По мнению Минприроды России, выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества.Отнесение указанных веществ к взвешенным веществам пунктов 10, 11 и 12 Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжением N 1316-р, должно производиться в соответствии с размером их твердых частиц.Соответственно, плату за выбросы вышеуказанных веществ следует рассчитывать, исходя из ставки платы по взвешенным веществам.

О порядке исчисления платы и форме декларации в следующей статье.

Поделиться
  • ALLA
    Опубликовано: 05.02.2020 Ответить на сообщение

    Людмила, добрый день! Зашла в ЛК природопользователя, но в перечне нет Расчета. Может что-то я не поняла?

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 05.02.2020 Ответить на сообщение

      Он позже появится. После 10.02.

  • ALLA
    Опубликовано: 06.02.2020 Ответить на сообщение

    Впечатляет! Спасибо!

  • ALLA
    Опубликовано: 06.02.2020 Ответить на сообщение

    Если отходы потребления и производства предприятие передало спец.организациям на утилизацию и обезвреживание, ТКО (мусор от офиса и смет 4 кл) передан региональному оператору, то платить "За размещение отходов" нам не надо? Только за выбросы ? Правильно ?

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 06.02.2020 Ответить на сообщение

      Да, верно.

  • Галина
    Опубликовано: 06.02.2020 Ответить на сообщение

    Людмила, добрый день. у нас образуется отход которого нет в лимитах, сдаем на захоронение спец. организации и в не малых объемах.
    мы перерабатывающее предприятие и у нас его не может не быть. , в 2- тп отходы за 2019 г мы его указали, за 2017-2018 г этот отход не указывали( хотя он есть постоянно,не знаю почему- я здесь не давно, наверно в целях экономии)
    сейчас мы прикинули плату за НВОС она у нас выросла в 2 раза из-за этого отхода.
    с точки зрения вас, мы верно сделали что указали этот отход? у нас в этом году проверка РПН. или можно было его не показывать.

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 06.02.2020 Ответить на сообщение

      Добрый. Верно. Если он образуется в больших количествах - инспектор не может его не заметить. Передается на захоронение - однозначно отход. Проверьте если у него паспорт (если он 4 класса опасности), учтен ли в журнале учёта отходов.

  • Жанна
    Опубликовано: 06.02.2020 Ответить на сообщение

    Добрый день Людмила! А если предприятие не имеет категории (не присваивалась), то нужно ли сдавать Расчет платы за НВОС - Декларацию и соответственно платить рассчитанную плату?

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 06.02.2020 Ответить на сообщение

      Добрый. Исключение только для ОНВОС 4 категории. Если у вас образуется только отходы из группы ТКО - то плательщик в этом случае рег. оператор, если вы конечно передавали ТКО рег. оператору.

  • Лидия Фризоргер
    Опубликовано: 07.02.2020 Ответить на сообщение

    Наше предприятие (завод ЖБИ) относится к малому и среднему предприятию. Лимиты и проект ПНОРЛ до 01.01.2019 г были не нужны. Также у нас II категория негативного воздействия на ОС. Проект разработали и получили лимиты только с 3 сентября. Проект ПДВ действителен до 09 сентября 2021 года.
    Вопрос: Я хочу сдать Декларацию о воздействии на окружающую среду т.к. я боюсь. что при расчете платы за НВОС у меня за 9 месяцев будет по отходам сверхлимит ? ( до 3 сентября ) , а если сдать декларацию до сдачи НВОС, то вроде уже считаться будет по другой формуле (пункту) . Я правильно это поняла или ошибаюсь? И сдача Декларации мне при расчете НВОС не поможет? И еще: в декларации разд .IV "Масса выбросов загрязняющих веществ " указываются для нас только вещества, которых применяются меры гос.регулирования т.е . получается не все , а прилагать расчеты выбросов я должна на все вещества . Так?

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 08.02.2020 Ответить на сообщение

      3 сентября какого года вы получили лимиты? С 01.01.2019 они уже не выдаются...2-ая категория Вам надо сдавать декларацию до 09. сентября 2021 года. По лимитам я все таки не поняла - напишите подробнее. Инвентаризация делается по всем ЗВ, расчет нормативов в соответствии с https://ecoproverka.ru/perechen-zagryaznyayuschih-veschestv/

  • Татьяна Свинина
    Опубликовано: 07.02.2020 Ответить на сообщение

    Добрый вечер! Людмила , скажите пожалуйста,наша организация относиться к субъекту МСП. Мы занимаемся строительством нефтепровода (реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт). Период производства работ на 1 объекте 4-6 месяцев. Объектов бывает 3-4 штуки в разных районах Томской области. Раньше разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух получали в территориальном РПН, по проектной документации на каждый объект (перечень загрязняющих веществ, характеристика, количество, расчет все указано в проектной документации, но согласований нет. Институт который разрабатывает, не согласовывает). В 2015 году нам отказали, сказали, что по проектной документации разрешения не выдают, разрабатывайте ПДВ. Начали узнавать, сказали , что не целесообразно на каждый объект разрабатывать ПДВ, из-за длительной процедуры. Пока будем разрабатывать и согласовывать, работы уже закончатся на объекте. В прошлом году оплатили сверхлимит. Помогите пожалуйста разобраться. Объекты на государственный учет НВОС не ставим. Звонили в РПН, сказали, вроде как не надо. Что делать, ни как не поймем. Также скажите пожалуйста, какие нам сдавать годовые отчеты, кроме 2-ТП отходы и расчета платы ни чего не сдаем. Заранее спасибо!

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 08.02.2020 Ответить на сообщение

      Добрый. По поводу отчетов - экологические отчеты привязаны к категории ОНВОС. Вы безкатегорийный объект значит вам и сдавать их не надо. Стат отчетсность вы сдали. По поводу строящихся объектов собираюсь писать статью период февраль -март.

  • Светлана
    Опубликовано: 08.02.2020 Ответить на сообщение

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, у нас 4 категория по ПДВ, надо ли оформить отчет по МСП за 2019 год, если НЕТ, то какой отчет?

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 08.02.2020 Ответить на сообщение

      Добрый день. 4 категория ОНВОС? МСП отменен. Должны были сдать 2-ТП Отходы при определенных условиях - https://ecoproverka.ru/otchetnost-2-tp-othody/ и 2-ТП воздух, также при определенных условиях - https://ecoproverka.ru/2-tp-vozduh/

  • Лидия Фризоргер
    Опубликовано: 10.02.2020 Ответить на сообщение

    Добрый день! Плохо, что не могу прикрепить фото - письма Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 27.09.2019 г № 77-0131370 "О направлении документа об утверждении НООЛР " наш адрес , перепечатываю содержание : " Уважаемая Вера Михайловна! ( это наш ген.директор)_ Министерство экологии и рационального...рассмотрев Ваше заявление об утверждении нормативов образование отходов и лимитов на их размещение применительно к деятельности Акционерного Общества "Бетон" сообщает следующее.
    Нормативы образования отходов и лимиты на их размещения для АО "Бетон" утверждены. Направляем Вам документ об утверждении.
    Приложение: на 5 лист.в 1 экз в адрес (прошито)
    Министр подпись П.Е.Корчашкин
    Приложение к приказу министерства... от 03.09.2019 №77-1387-од "Документ об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ" - если ЭТОГО не надо , то может мне проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение достаточно УТВЕРДИТЬ самим типа 10 января 2019 года ( мой экземпляр проекта без даты пока , договор на разработку был со спец.организацией заключен в декабре 2018 г..те. как узнали , что нам нужен теперь ПНООЛР)?, и делать Расчет без 25 -кратного платежа?

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 10.02.2020 Ответить на сообщение

      Вы 2-ая категория. У вас должна быть подана декларация, в которой есть табл. 6.2 - заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Я так понимаю это и будут ваши нормативы... Декларация не подана, думаю сверхлимит должен быть. Вариант самим утвердить расчет нормативов отходов началом года - подошел бы для ОНВОС 3 категории.

  • Лидия Фризоргер
    Опубликовано: 10.02.2020 Ответить на сообщение

    Людмила, и еще: Может Лимиты не выдаются и не утверждаются только для тех,. кто подчиняется Федеральному органу контроля т.е . Росприроднадзору (для нас Енисейский) . Я еще год назад для консультации им звонила и они мне сказали, что Проект разрабатывается как типа настольная книга для предприятия, чтобы он типа был. Но мы подчиняемся региональному органу т.е. Министерству природных ресурсов , а они сказали НАДО , вот мы и подали Проект после разработки им для утверждения и выдачи лимитов.

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 10.02.2020 Ответить на сообщение

      Лимиты не выдаются и не утверждаются для всех, не зависимо от уровня надзора. Ваше министерство превышает полномочия. Но бороться с этим - враг наживать. Может вы лимиты путаете с декларацией о воздействии на ОС?

  • Ольга
    Опубликовано: 10.02.2020 Ответить на сообщение

    Добрый день!
    В ЛК Природопользователя в разделе "Мои объекты" не могу найти объекты НВОС:
    46-0250-003662-П; 46-0250-003661-П. Следовательно, и декларацию не смогу заполнить. Подскажите, пожалуйста, в чем моя проблема.

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 10.02.2020 Ответить на сообщение

      В ЛК сегодня добавили декларацию, и может быть потом что народу много в ЛК или потому что сама по себе ЛК "е-тая" , глючит. Подождите несколько дней, по-пробуйте в выходные или поздно вечером.

  • Лидия Фризоргер
    Опубликовано: 11.02.2020 Ответить на сообщение

    Людмила, у нас точно лимиты.... А если я сейчас сдам декларацию? Или не заморачиваться... Том ПДВ почти 2 года в действии будет, еще и отфутболят ? Том ПДВ по выбросам у меня есть в электронном виде, подкорректировать чуть-чуть и приложить ? Голова уже "опухла" от дум...!

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 11.02.2020 Ответить на сообщение

      Если у вас действующее разрешение на выброс и есть действующие лимиты, то не надо декларацию подавать до окончания срока действия разрешения на выброс (вернее на окончание срока действия разрешения - должна быть подана декларация) - при условии неизменности процесса и выбросов. Вам выдали документ об утверждении нормативов и лимитов на их размещение в 19-ом году - у вас документ есть на руках...

Adblock
detector