Отчет по ПЭК. Форма, образец и описание
Содержание:
Поговорим об отчете по программе производственного экологического контроля (ПЭК).
Желтым по тексту обозначено нововведение.
- сдают все ОНВОС 1-3 категории;
- отчет по ПЭК сдается по каждому ОНВОС отдельно;
- срок сдачи отчета - 25 марта;
- предприятия, у которых ОНВОС стоит на учете в Росприроднадзоре, сдают отчет в Росприроднадзор;
- предприятия, у которых ОНВОС стоит на учете в региональном министерстве, соответственно сдают отчет в министерство.
Разделы отчета содержат информацию по выбросам вредных загрязняющих веществ (ВЗВ) в атмосферный воздух, по обращению с отходами, по сбросам сточных вод в водные объекты.
Информация берется из:
инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ,
действующего разрешения на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
утвержденных нормативов выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
план-графиков контроля на СЗЗ и источниках;
протоколов КХА промвыбросов (из источников и на СЗЗ);
проекта НДС ( в случае если имеется сброс в водный объект);
разрешения на сброс;
программы контроля качества сточных вод согласно НДС;
договора водопользования и (или) решения о предоставлении водного объекта в пользование;
договора на водоотведение;
сведений о ведении учета сточных вод (производственных хозяйственно-бытовых, дождевых,талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта);
сведений о мероприятиях по учету объема забора водных ресурсов из водных объектов;
паспорта очистных сооружений ( при их наличии);
план-графика проведения проверок очистных сооружений;
программой ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.
По отходам информация в отчет по ПЭК вносится только по объектам размещения отходов.
Куда сдавать отчет по ПЭК
Предприятия, находящиеся в федеральном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) сдают отчет по ПЭК в территориальное управление Росприроднадзора. Предприятия, подлежащие региональному государственному экологическому надзору сдают отчет по ПЭК в орган исполнительной власти субъекта РФ.
Вы сдаете отчет по ПЭК туда, куда вы подавали заявку о постановке на учет как объекта НВОС.
Отчет ПЭК - требования
Производственный контроль в области охраны окружающей среды - важный элемент природоохранной деятельности предприятия. Осуществление производственного экологического контроля это комплекс мер, которые предпринимаются предприятием для обеспечения выполнения мероприятий, связанных с охраной окружающей среды с целью соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
Требования по осуществлению производственного экологического контроля касаются только предприятий, являющихся объектами негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) 1, 2, 3 категорий.
Предприятия, осуществляющие свою хозяйственную и (или) иную деятельность на ОНВОС 1, 2, 3 категорий обязаны:
- разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
- осуществлять проведение производственного экологического контроля, а именно: назначать лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля, осуществлять проведение контроля за выбросами в атмосферный воздух, осуществлять ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов,
- осуществлять документирование информации и хранение данных, полученных по результатам осуществления производственного экологического контроля,
- предоставлять отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического отчета.
Нюанс по котельным, работающим на основном и резервных видах топлива:
Как следует из обращения, эксплуатация котельных подразумевает два технологических режима - работу на основном виде топлива и работу на резервном виде топлива.С учетом изложенного, по мнению Минприроды России, включаемый в программу ПЭК План-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график) должен составляться с учетом указанных особенностей на основании пункта 1 Требований.В случае, если выбросы котельных при работе на резервном топливе не будут учтены в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее - Отчет), по мнению Минприроды России, данные о выбросах котельных могут быть занижены.
письмо Минприроды от 7 ноября 2019 г. № 12-44/27613
Форма отчета по ПЭК с комментариями
Скачать новую форму отчета можно здесь:
Отчет по ПЭК вы моете сдать через личный кабинет природопользователя.
Если нет информации о применяемой наилучшей доступной технологии (НДТ), то в табл.1.2 ставятся прочерки.
По табл.1.3
Для проведения производственного контроля на источниках выбросов вредных загрязняющих веществ и сбросов вредных веществ предприятие либо имеют свою лабораторию, либо привлекают стороннюю. Это неважно - важно чтобы лаборатория была обязательно аккредитована!
Табл.2.1. заполняется по план-графику контроля на источниках выбросов загрязняющих веществ, который в обязательном порядке имеется в проекте ПДВ предприятия.
Графы 2-7 табл. 2.2. заполняются по данным проекта ПДВ.
Графы 8, 10 заполняются на основании протоколов КХА производственного контроля на источниках предприятия. Смотрите периодичность контроля в план-графике, если записано по конкретному источнику и загрязняющему веществу проведение ежеквартальных замеров, то соответственно должно быть 4 записи в одной строке.
Графа 11 - надеюсь понятно, что таких случаев быть просто не должно. Иначе вас могут заставить пересматривать утвержденные нормативы ПДВ (ВСВ)и наказать за превышение, соответственно.
Фактический выброс рассчитывается по формуле:
G=V*C/1000, г/с
где: V- объем отходящих газов, куб.м/с,
С — концентрация пыли, поступающей на очистку, мг/куб.м.
По заполнению таблицы 2.2. появился комментарий в письме Минприроды от 7 ноября 2019 г.: 12-44/27613, письмо выложено в конце этой статьи:
В отношении загрязняющих веществ, периодичность проведения контроля которых устанавливается реже, чем 1 раз в год, полагаем возможным использовать полученные при проведении ПЭК данные в целях ежегодного представления Отчета, а также учитывать при расчете платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом рекомендуем в графе 10 таблицы 2.2 формы Отчета "Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" указывать дату отбора проб, а в графе 12 дать пояснения в части установленной Планом-графиком периодичности контроля по данному веществу.
Т. е. получается дата отбора проб - 1 раз в 5 лет, отбор проб произвели в 2018 году - таблицу 2.2. заполнять нужно по данным 2018 года ( дата отбора ставится - ****2018 год).
Табл.2.3. заполняется по план-графику контроля СЗЗ, если предприятие находится достаточно удалено от жилого сектора, в проекте ПДВ данного графика не будет.
Аналогично заполнению табл.2.2.
Приказом Минприроды РФ от 23.06.2020 № 383 в отчет ПЭК добавлена таблицы 2.5, 2.6, изменена таблица 3.1:
Таблица 2.5. Сведения об утвержденных квотах выбросов, о соответствии выбросов на квотируемых объектах
таким квотам, в случае, если объект включен в перечень квотируемых объектов в соответствии с пунктом 5 статьи 5
Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов
загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и установления для такого объекта квот выбросов в
соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона N 195-ФЗ
Таблица 2.6. Сведения о реализации планов мероприятий по достижению квот выбросов, в случае,
если объект включен в перечень квотируемых объектов в соответствии с пунктом 5 статьи 5
Закона N 195-ФЗ, и установления для такого объекта квот выбросов в соответствии с пунктом 7
статьи 5 Закона N 195-ФЗ
Таблица 3.1. Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных
вод, их качества
Подробнее о предоставлении сведений о результатах забора воды и сброса сточных вод я писала здесь.
Теперь по информации в отчете ПЭК в случае непредоставления требуемой информации - могут привлечь
к отвественности по статье 8.5 КоАП РФ.
Данные таблички заполняются аналогично, с той лишь разницей, что данные берутся из проекта НДС и протоколов КХА сточных вод. Здесь также применяются данные из журнала учета объема сточных вод.
Таблица 4.1. заполняется только для объектов размещения отходов!
Приказом Минприроды РФ от 23.06.2020 № 383 в отчет ПЭК также добавлены таблицы 4.2 и 4.3:
Таблица 4.2. Сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов
производства и потребления за отчетный год 20__ г.
Таблица 4.3. Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях,
от которых получены и (или) которым переданы отходы
Ответственность за отчет по ПЭК (штрафы)
В случае непредставления ответа по ПЭК или несвоевременного представления отчета по ПЭК, а также в случае искажения информации в отчете по ПЭК - вас могут привлечь к административной ответственности по статье 8. КоАП РФ.
КоАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля,
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Предоставление отчета по ПЭК через личный кабинет природопользователя
В личном кабинете природопользователя ( вход по ссылке - https://lk.fsrpn.ru/#/) есть возможность предоставления отчета о производственном экологическом контроле через личный кабинет природопользователя.
Для ваше предприятие должно быть авторизовано через учетную запись ЕСИА ЮЛ или ИП.
Заходим в МЕНЮ личного кабинета.
Выбираем пункт МЕНЮ - ВАША ОТЧЕТНОСТЬ, далее ОТЧЕТЫ О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ. Создаем карточку и заполняем все обязательные вкладки.
Интерфейс личного кабинета очень понятный, поэтому я думаю трудностей с заполнением быть не должно.
Дополнения к отчету ПЭК
Если ваше предприятие расположено в городах: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита, и оно есть в перечне объектов, для которых установлены квоты на выброс - вы в обязательном порядке в соответствии с пунктом 14 статьи 5 ФЗ № 195 "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" должны будете в отчете по ПЭК за 2020 год ( не 2019 !) включить сведения об утвержденных квотах выбросов, о соответствии выбросов на квотируемых объектах таким квотам, а также о реализации планов мероприятий по достижению квот выбросов.
Отчет ПЭК разъяснения
Письмо Минприроды России от 07.11.2019 N 12-44/27613 “О производственном экологическом контроле”
Минприроды России в соответствии с письмом в рамках установленной компетенции рассмотрело обращения Национальной ассоциации природопользователей по вопросам, связанным с осуществлением производственного экологического контроля (далее - ПЭК), и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее - Требования), программа ПЭК должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса.
Как следует из обращения, эксплуатация котельных подразумевает два технологических режима - работу на основном виде топлива и работу на резервном виде топлива.С учетом изложенного, по мнению Минприроды России, включаемый в программу ПЭК План-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график) должен составляться с учетом указанных особенностей на основании пункта 1 Требований.
В случае, если выбросы котельных при работе на резервном топливе не будут учтены в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее - Отчет), по мнению Минприроды России, данные о выбросах котельных могут быть занижены.
В отношении загрязняющих веществ, периодичность проведения контроля которых устанавливается реже, чем 1 раз в год, полагаем возможным использовать полученные при проведении ПЭК данные в целях ежегодного представления Отчета, а также учитывать при расчете платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом рекомендуем в графе 10 таблицы 2.2 формы Отчета "Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" указывать дату отбора проб, а в графе 12 дать пояснения в части установленной Планом-графиком периодичности контроля по данному веществу.
Письмо Минприроды России от 20.09.2019 N 12-47/22755 “Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха”
Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело письмо с просьбой предоставить разъяснения в части осуществления производственного экологического контроля (далее - ПЭК) в области охраны атмосферного воздуха, а также содержащее предложения по актуализации Требований к содержанию программы ПЭК (далее - Требования), утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, и сообщает.
1. В соответствии с пунктом 9.1 Требований подраздел программы ПЭК "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать, в том числе, план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.
По мнению Минприроды России, при указании в Плане-графике контроля мест отбора проб указываемая информация о данных местах отбора проб должна позволять идентифицировать данные места отбора проб, а также при необходимости их технологические особенности.
2. Согласно пункту 9.1.1 Требований в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы.
В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, при осуществлении ПЭК на объекте III категории в настоящее время обязательно включение в План-график контроля веществ I, II класса опасности, а также маркерных веществ.
3, 4. Пунктом 9.1.2 Требований установлено, что в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.Таким образом, в случае, если выбросы загрязняющих веществ от источника по веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (перечень данных веществ утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р), а также маркерным веществам превышают 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия, данный источник выброса и выбрасываемые им загрязняющие вещества необходимо включить в План-график контроля.В случае, если для выбрасываемых загрязняющих веществ не установлен ПДКмр, а установлены ПДКсс или ОБУВ, при составлении Плана-графика контроля полагаем возможным ориентироваться на установленные нормативы.При включении источника выбросов в План-график контроля контроль по выбросам от данного источника осуществляется в отношении загрязняющих веществ, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия, либо (в случае отсутствия утвержденной для данных веществ ПДКмр) 0,1 ПДКсс или 0,1 ОБУВ на границе предприятия.
5. По мнению Минприроды России и Росприроднадзора, под "границей предприятия" и "границей территории объекта" целесообразно понимать границу земельного участка, в пределах которого расположен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с правоустанавливающими документами, зарегистрированными в государственном кадастре недвижимости.
6. При выборе расчетных точек для проведения на объекте расчетов рассеивания полагаем целесообразным руководствоваться Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.По конкретным вопросам в части применения указанных Методов целесообразно обращаться в Росгидромет и ФГБУ "ГГО им. А.И. Воейкова".
7. В случае отсутствия предприятия в формируемом соответствующим территориальным органом Росприроднадзора Перечне объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в рамках ПЭК, при условии осуществления данным предприятием наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в близлежащих населенных пунктах, по мнению Минприроды России, решение о включении информации о данных наблюдениях в Программу ПЭК данного предприятия принимается хозяйствующим субъектом.8. В соответствии с пунктом 1 Требований в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать программу ПЭК в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.По мнению Минприроды России, в данном случае корректировки в программу ПЭК вносятся при изменении валовых выбросов от предприятия.В Требованиях не содержится указаний о необходимости корректировки программы ПЭК только в случае увеличения объема выбросов.9. В отношении изложенных в вышеуказанном письме ООО "Институт Гипроникель" предложений по актуализации Требований.Минприроды России в настоящее время прорабатывается вопрос актуализации Требований в целях их приведения в соответствие с вступившими в силу в 2019 году изменениями законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.При работе по актуализации Требований Министерство примет во внимание замечания и предложения ООО "Институт Гипроникель7. В случае отсутствия предприятия в формируемом соответствующим территориальным органом Росприроднадзора Перечне объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного