БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ЭКОЛОГИИ. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ В КОММЕНТАРИЯХ
EcoProverka.ru
Назад

Штраф за отходы. Изменения в ст.8.2. КоАП РФ

Опубликовано: 23.06.2019
Время на чтение: 16 мин
12
934

Все кто познакомился с новой редакцией статьи 8.2 КоАП РФ я думаю были немного в шоке. Штраф за отходы: кто будет платить, за что и сколько?

Если раньше инспектор приходил на предприятие и находил несколько нарушений в области обращения с отходами ( например: отсутствие паспортов на отходы + отсутствие журнала учета отходов + превышение нормативов образования отходов и лимитов на их размещении) - все эти нарушения попадали под состав одной статьи - 8.2. КоАП РФ со штрафом на юридическое лицо в минимальном размере 100,0 тысяч рублей.

Теперь статья 8.2. КоАП РФ разбита на части - и каждое из написанных в примере нарушений является составом отдельной части статьи 8.2. КоАП РФ и соответственно, предприятие получит за эти нарушения не один общий штраф, а 3 штрафа в размере: 200,0 тыс. руб. + 200,0 тыс. руб. + 200,0 тыс. руб. Итого получается 600 тыс. рублей.

С такими штрафными санкциями я думаю всё большему количеству предприятий станет выгоднее нанимать на работу эколога (хотя бы на полставки).

А теперь пройдемся по новым частям статьи 8.2. КоАП РФ:

Часть 1 статьи 8.2. КоАП РФ - штраф за общие нарушения по отходам

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 1 статьи 8.2. КоАП РФ

Если мы в консультанте нажимаем на слово "требование", то оно выводит на на ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды". Значит при нарушении требований этой статьи должна применяться часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Часть 1 ст.51 ФЗ "Об охране окружающей среды" довольна общая часть, гласит:

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством
 Российской Федерации.

часть 1 статьи 51 ФЗ "Об охране окружающей среды"

Практически подходит под все виды нарушений в области обращения с отходами, по которым нет отдельной части статьи 8.2. КоАП РФ.

Часть 2 ст.51 ФЗ "Об охране окружающей среды" :

Запрещаются:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
-захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
- ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;
- ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

часть 2 статьи 8.51 ФЗ "Об охране окружающей среды"

Самое часто встречаемое нарушение из перечисленных - это сброс отходов. Но за сброс отходов подготовлена отдельная часть статьи 8.2. КоАП РФ.

Часть 2 статьи 8.2. КоАП РФ

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 2 статьи 8.2 КоАП РФ

Таким образом, если вы повторно совершили административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.2 - сумма штрафа увеличивается в 2 раза.

Часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ - штраф за сброс отходов

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 3 статьи 8.2. КоАП РФ

Если совершенное правонарушение повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде и если за совершенное правонарушение не предусмотрено уголовное наказание, то применяется часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ. Безусловно в данном случае речь идет о сбросе отходов, а также может идти речь о несоблюдении мест накопления ТКО. Поскольку именно эти нарушения могут создавать угрозу причинения вреда здоровью людей или окружающей среде.

Если за совершенное правонарушение предусмотрено уголовное наказание, то тогда + к уголовному наказанию добавится расчет ущерба, причиненного почвам ( а это не один миллион рублей).

Часть 4 статьи 8.2. КоАП РФ - штраф за размещение отходов

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

часть 4 статьи 8.2. КоАП РФ

Размещение отходов - это их хранение и захоронение.

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Следовательно, часть 4 статьи 8.2. КоАП РФ применима только для специализированных объектов , предназначенных для хранения и (или) захоронения отходов.

Часть 5 статьи 8.2. КоАП РФ

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 5 статьи 8.2. КоАП РФ

Ужесточение наказания, связанного с повторным несоблюдением требований при размещении отходов на специализированных полигонах.

Часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ

Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ

В случае несоблюдения требований при размещении отходов на специализированных полигонах, которые повлекли причинение здоровью людей и окружающей среде и если за совершенное правонарушение не предусмотрено уголовное наказание - применяется часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ.

Часть 7 статьи 8.2. КоАП РФ - штраф за отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательствомРоссийской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

часть 7 статьи 8.2 КоАП РФ

Указанная статья будет применять к предприятиям 1, 2 категории ОНВОС, в обязанность которых входит разработка проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. Штрафные санкции увеличены в 2 раза. Под эту часть статьи 8.2. КоАП РФ могут попасть прежде всего предприятия, относящиеся к категории малого и среднего бизнеса, поскольку до 01.01.2019 года у них не было обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. И, как правило, такие предприятия очень редко следят за изменениями экологического законодательства.

Часть 8 статьи 8.2. КоАП РФ - штраф за превышение лимитов отходов

Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

часть 8 статьи 8.2. КоАП РФ

Указанная часть статьи 8.2. также будет применяться только к объектам 1 и 2 категории ОНВОС. Наказывать будут только за превышение лимитов на размещение отходов, следовательно превышение нормативов образования отходов будет нарушением, за которое предусмотрена ответственность частью 1 статьи 8.2. КоАП РФ.

Часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ - штраф за отсутствие паспортов отходов

Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ

Если в ходе проведения проверки (плановой или внеплановой) выяснится, что у вас образуется отход, который присутствует в ФККО, а паспорта на отход (если он относится к 1- 4 классу опасности) или результатов биотестирования (если он относится к 5-у классу опасности) у вашего предприятия нет, то ваше нарушение попадает под часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ.

Что тут можно сделать?

В ходе проверки быстро разработать паспорта на отходы, провести биотестирование - и к окончанию проверки предоставить результаты в надзорный орган. Тогда вас не смогут привлечь за указанное нарушения, так как ни в одном законе, НПА не зафиксирован срок (дата) разработки паспортов и проведения биотестирования.

Часть 10 статьи 8.2. КоАП РФ - штраф за отсутствие журнала учета отходов и его недостоверное ведение

Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

часть 10 статьи 8.2. КоАП РФ

Данная статьи может быть применена к предприятиям 1-4 категории ОНВОС, в случае если они не ведут учет в области обращения с отходами или ведут недостоверный учет в области обращения с отходами.

Часть 11 статьи 8.2. КоАП РФ

Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

часть 11 статьи 8.2. КоАП РФ

Относится только к предприятиям, эксплуатирующим объекты размещения отходов.

Часть 12 статьи 8.2. КоАП РФ

Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч
до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

часть 12 статьи 8.2. КоАП РФ

Аналогично - только для предприятий, эксплуатирующих объекты размещения отходов.

Лисичникова Людмила

ГОУ (3) Паспорта на отходы (13) водный объект (9) выбросы (9) модуль природопользователя (7) обучение (2) отходы (38) отчеты (7) питьевая вода (3) плата за негативное воздействие (1) постановка на учет (2) программа ПЭК (3) сточные воды (6) удобрение (4) штрафы (11)

 

,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
  • Александр
    Опубликовано: 27.06.2019 Ответить на сообщение

    По поводу части 11. Размещение отходов - это и хранение, и захоронение. Объекты хранения отходов (контейнер для ТКО во дворе, коробка с отработавшими люминесцентными лампами на складе, бочка с отработкой в гараже и пр.) есть практически у всех. Так что статья потенциально касается каждого

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 27.06.2019 Ответить на сообщение

      Вы имеете в виду часть 4 ст.8.2. Контейнер для ТКО во дворе, коробка с отработавшими люминесцентными лампами на складе, бочка с отработкой в гараже и пр - это объекты накопления.При условии, конечно, что ваши отходы будут хранится там не более 11 месяцев.

  • Оксана
    Опубликовано: 22.08.2019 Ответить на сообщение

    Здравствуйте! Подскажите, что делать с отходами - спецодежда из синтетических и искусственных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная и обувь кожаная, утратившая потребительские свойства? По проекту ПНООЛР остается у сотрудников после истечения срока носки. А по факту лежит на складе. Что делать с ними? Передавать специализированной организации?

    • Людмила Лисичникова
      Опубликовано: 22.08.2019 Ответить на сообщение

      Добрый вечер. Обычно эти отходы имеют не только норматив образования, но и лимит размещения... У вас нет лимита размещения, следовательно передавать на захоронение вы не можете. Предлагаю - в тихую выбрасывать вместе с мусором (если хватает лимитов), в официальных документах показывать как в проекте.... Даже интересно что вам написали в проекте горе-разработчики - передача для чего? Если не трудно - напишите.

      • Оксана
        Опубликовано: 23.08.2019 Ответить на сообщение

        В ПНООЛР было написано в таблице Характеристика объектов хранения отходов, что временному накоплению спецодежда и обувь не подлежат и отходы передаются сотрудникам предприятия. Я читала в инете этот вопрос, и написано было, что по окончанию срока носки одежда подлежит списанию. Но необходимо прежде определить процент износа. Если износ 100%, то СИЗ утилизируют. Составляют акт утилизации. Для утилизации нанимают специализированные лицензированные организации. Также написано, что если, например, работник уволился, то эту одежду можно после обработки (стирка, дезинфекция) выдать другому работнику с пометкой

        • Людмила Лисичникова
          Опубликовано: 23.08.2019 Ответить на сообщение

          Акт утилизации - это все ОТ. У вас нет лимита на размещение этого отхода,договор с организацией на транспортировку отходов куда? Если на полигон, то это нарушение. Если для утилизации, то я думаю можно. Я предлагаю вам сколько возможно сбрасывать в контейнер (как я поняла норматив для смета позволяет это сделать). Этот объем уйдет в отход - смет. Остальное сдавать на утилизацию, но не размещение! Если ы объект 2 категории, то модет быть проще сделать новый расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение?

          • Оксана
            Опубликовано: 26.08.2019 Ответить на сообщение

            Здравствуйте! По договору - на транспортировку для обезвреживания. В лицензии организации эти отходы есть. А по поводу нового расчета нормативов образования отходов, я предлагаю в следующем году провести инвентаризацию отходов с расчетом нормативов с привлечением нормальной специализированной организации. Потому что в марте этого года подали в РПН декларацию и задекларировали туда нормативы из ПНООЛР, который действовал до 02.07.2019. А надо было бы провести инвентаризацию. Нормативы были другие бы. А то с предприятия (аэропорт) норматив по ртутным лампам 3,5 кг в год. А по спецобуви 1,4 кг. Но мое руководство не особо хочет тратить деньги на привлечение специализированной организации, хотя сумма то небольшая, всего 45 тыс.

          • Людмила Лисичникова
            Опубликовано: 26.08.2019 Ответить на сообщение

            Добрый день. Вы и сами можете это сделать. Поверьте мне - сторонние организации разработчики у вас все запросит: и что образуется и сколько образуется. И на основании ваших данных сделают вам расчет нормативов. Главное - это учесть все виды отходов, но без фанатизма, т.е. отходы, образующиеся в количестве до 10 кг в год и разово - на мой взгляд не стоит учитывать. Лучше сконцентрироваться на основной массе - чтобы не допустить нарушений.

          • Оксана
            Опубликовано: 30.08.2019 Ответить на сообщение

            Здравствуйте! Можете порекомендовать какие тогда использовать методики для расчета нормативов образования отходов. Просто я экологом только в июне начала работать. До этого опыта работы экологом не имею, и соответственно такие расчеты никогда не делала. Заранее благодарю!

          • Людмила Лисичникова
            Опубликовано: 30.08.2019 Ответить на сообщение

            Добрый вечер! При расчете нормативных объемов образования отходов производства и потребления использовались удельные показатели, представленные в “Сборнике удельных показателей образования отходов производства и потребления ”, М., 1999 г. и методы расчета объемов образования, приведенные в “Сборнике методик по расчету объемов образования отходов”, С. Петербург, 2001 г. и фактические данные предприятия, здесь подробнее: https://ecoproverka.ru/raschet-normativov-obrazovaniya-othodov/

      • Оксана
        Опубликовано: 23.08.2019 Ответить на сообщение

        Лимитов не хватает, рег оператор по обращению с ТКО нам выставляет счет каждый месяц на ТКО и на отходы, не относящиеся к ТКО по по 9,2 и 10,6 куб.м, в перерасчете в тонны, как раз за год и получается, что влезаем в норматив норматив. ТКО у нас это мусор от бытовых и офисных помещений, исключая крупногабаритный, а не тКО - смет с территории предприятия малоопасный, если только в контейнер со сметом эти отходы втихую сбрасывать. Там норматив большой, и позволяет.

  • Оксана
    Опубликовано: 23.08.2019 Ответить на сообщение

    Продолжение того сообщения - с пометкой "б/у". У нас договор с организацией на транспортировку отходов, в лицензии эти виды отходов есть. И так как они валяются на складе, то я предложила их передать этой организации. Там есть как одежда, так и обувь со 100% износом.

Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
ПОДПИСКА на обновления сайта!

Подписка на журнал

При оформлении подписки на новые статьи вы будете два раза в месяц получать на ваш адрес электронной почты письмо о выпуске электронного журнала с информацией о новых статьях, размещенных на сайте за последние две недели.

Спасибо, не показывайте мне эту штуку больше!
Спасибо что зашли ко мне! А если лайкнули или репостнули, то вообще СПАСИБО!!!! Заходите еще... Всем, кто подписался будет приходить рассылка о новых статьях, об изменениях в старых и напоминалки о сроках сдачи отчетности! И ИЗВИНИТЕ ЗА ЭТО:
Друг, не уходи!

Подписка на журнал

При оформлении подписки на новые статьи вы будете два раза в месяц получать на ваш адрес электронной почты письмо о выпуске электронного журнала с информацией о новых статьях, размещенных на сайте за последние две недели.